Модератором конференции выступил Олег Жданов, президент Пермской ТПП. Палата неслучайно выступила инициатором и организатором этого события. С 2017 года по соглашению с Правительством Пермского края Палата реализует региональный проект «Покупай пермское». Его задачи: увеличение объемов эффективного выпуска товаров и оказания услуг (в объемном и денежном выражении), востребованных на внутреннем и внешнем, относительно региона, потребительских рынках; повышение лояльности жителей Пермского края к товарам, услугам местных компаний. О наиболее эффективных инструментах работы рассказала Елена Гилязова, вице-президент Пермской ТПП, руководитель проекта «Покупай пермское».
В настоящее время у проекта есть три ключевых элемента: «Покупай пермское» (проведение ярмарок, участие в выставках, деятельность онлайн-магазина PermFermer.ru), «Узнавай пермское» (промотуры по компаниям-участницам проекта и кулинарное шоу «Истории о любви») и «Продавай пермское» (торгово-закупочные сессии и образовательный онлайн-проект «Бизнес-практика»). Перечисленные практики – наиболее эффективные с точки зрения продвижения местных товаров и услуг. Но большая часть видимой работы команды проекта «Покупай пермское» - это информационная поддержка местного бизнеса, производящего продовольственные и промышленные товары, оказывающие услуги именно для населения.«Проект «Покупай пермское» мы рассматриваем как зонтичный бренд для всех предпринимателей Пермского края, которые работают в сегменте b2c. Для Пермского края это особо значимо, потому что история нашего региона и его экономика связана в основном с тяжелой промышленностью. И развитие сектора, направленного на конечного потребителя, началось не так давно, - отметила Елена Гилязова. - Только 45% от своих покупок домохозяйства Пермского края оставляют в карманах местных предпринимателей. Остальные 55% уходят в другие регионы. Поэтому наши задачи – увеличить товарооборот и повысить лояльность жителей региона к нашей продукции».
Важным примером создания сообщества для продвижения бренда стала презентация вице-президента ТПП РФ Елены Дыбовой. Она представила рассказ о становлении центра семейного предпринимательства. Первый три года ТПП занималась созданием сообщества единомышленников, выявлением общих проблем и задач. И только на этой базе началось выстраивание полноценного бренда «Семейный бизнес». Подобно принципам «Покупай пермское» сейчас строится зонтичный бренд, который поможет продвижению семейных компаний как наиболее устойчивого и долгосрочного бизнеса.
Своими наработками в области создания и продвижения локальных брендов поделились коллеги из 11 регионов России. Были рассмотрены примеры продвижения «Тамбовской марки», идея о создании которой, по словам президента Тамбовской областной ТПП Елены Ворониной, родилась во время визита в Пермь. Несколько докладов касались туристских брендов Пензенской, Владимирской, Челябинской областей. На конференции выступила министр по туризму и молодежной политике Пермского края Юлия Ветошкина. Она представила ключевые символы региона и событийные проекты, которые научились эффективно привлекать на территории внутренних туристов и иностранцев.
Несколько докладов были сделаны представителями бизнеса, которые делают ставку на региональные особенности. Например, «Златоустовская оружейная фабрика», «Мастерская Олеси Мустаевой» (Татарстан), натуральные напитки «Витан» и «Хохломская Роспись» (Нижний Новгород). Пермский край в этом блоке представил санаторий «Демидково». Ирина Климова, директор АНО «Счастье здесь» рассказала об успешной перезагрузке бренда через развитие проекта «Счастливые субботы» и специальные марафоны для восстановления физического и психологического здоровья в период пандемии коронавируса.
Важным вопросом стало обсуждение правовых аспектов использования географических названий как объектов интеллектуальной собственности. Эту тему коллегам представила Дарья Подшибихина, патентный поверенный, начальник отдела интеллектуальной собственности Волгоградской ТПП.
«Тема развития региональных брендов активно звучит на федеральном уровне, - отметил Владислав Тонков, заместитель министра предпринимательства и торговли Пермского края. - На наш взгляд, наличие региональных брендов положительно отражается как в целом на регионе, так и на эффективности работы предприятий, которые используют этот инструмент. Практически в каждом регионе есть уникальные продукция или услуги, которые могут претендовать на звание регионального бренда».
Презентации спикеров конференции
Елена Гилязова, вице-президент Пермской ТПП: «Проект «Покупай пермское»
Наталья Осипова, начальник управления ВЭС Южно-Уральской ТПП: «Южный Урал - туристический бренд региона»
Юлия Ветошкина, министр по туризму и молодежной политике Пермского края: «Региональный брендинг как фактор развития экономики территорий»
Алексей Усанов, генеральный директор АО «Хохломская Роспись»: «Космические высоты «Хохломы»
Татьяна Глухова, заместитель председателя Пензенской ТПП: «Туристические бренды Пензенской области»
Елена Воронина, президент Тамбовской областной ТПП: «Продвижение регионального бренда «Тамбовская марка» на начальном этапе»
Константин Казаков, директор ООО «Витан»: «Функциональные натуральные напитки «Витан» на растительном сырье»
Валерий Томея, директор ООО «Златоустовская оружейная фабрика»: «Вопросы продвижения продукции «Златоустовской оружейной фабрики»