Департамент деловой информации и консалтинга в сфере закупок Пермской ТПП представляет вашему вниманию результаты круглого стола «Контроль и аудит в сфере закупок Проблемные вопросы реализации Закона 44-ФЗ в Пермском крае».
В качестве модераторов мероприятия выступили ведущие эксперты в сфере закупок Пермской ТПП. В заседании приняли участие контрольные органы Перми и Пермского края, представители контрольно-счетных палат Пермского края и г.Перми, УФАС, Министерства финансов и других органов.
«Повестка круглого стола исходила из злободневных вопросов, поступающих от заказчиков, анализа стандартных нарушений, выявляемых контрольными органами при проведении проверок, а также с учетом актуальной судебной практики. На ноябрьском круглом столе было принято решение, поддержанное всеми участниками мероприятия, что все решения круглого стола буду размещаться в публичном доступе на сайте ПТПП для свободного доступа всем заказчикам края», - отмечает Юлия Боровых, директор департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Пермской ТПП.
На повестку круглого стола входили следующие вопросы:
- Переход МУПов, ГУПов на Закон 44-ФЗ. Особенности заключения договоров в 2016 году и порядок их исполнения в 2017 году. Могут ли унитарные предприятия заключить договоры в декабре 2016 г. по Закону 223-ФЗ с их исполнением в 2017 и последующих годах с учетом требований, установленных ч. 1 и ч. 40 ст. 112 Закона 44-ФЗ (в ред., вступающей в силу с 01.01.2017 г.)
Согласно части 1 статьи 112 Закона 44-ФЗ к отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу закона, сохраняют свою силу.
Сведения об организациях - заказчиках по Закону 44-ФЗ должны сформировать финансовые органы края и муниципальных образований. Выдача ЭП осуществляется в течение 5 раб. дней со дня регистрации заказчиков.
Договоры, заключенные по правилам Закона 223-ФЗ с указанием в них срока, объема и цены выполняемых обязательств, исполняются по правилам указанного закона. Цены таких договоров не входят в СГОЗ по Закону 44-ФЗ.
Увеличение в 2017 г. количества товаров, объема работ, услуг, общей цены договора в договорах, заключенных по правилам Закона 223-ФЗ недопустимо, т.к. будет квалифицировано как возникновение новой потребности в товарах, работах, услугах, закупка которых должна быть осуществлена по правилам Закона № 44-ФЗ.
- Можно ли заключать контракты на основании пунктов 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (закупки малого объема) в случае, если объект закупки поименован в иных пунктах ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (например, услуги почты, оказание коммунальных услуг, заключение договора энергоснабжения, аренда нежилых помещений и т.д.). Изменение подходов к заключению таких контрактов с учетом нового порядка планирования закупок.
Договоры, предметом которых являются услуги почты, оказание коммунальных услуг, заключение договора энергоснабжения, аренда нежилых помещений и иные случаи, прямо поименованные в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, могут быть заключены на основании пункта 4, 5 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ при соблюдении ограничений, установленных данным пунктом.
- Проблемные вопросы «дробления закупок» с учетом Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 №Ф09-8787/16 (по делу № А34-6943/2015).
Согласно позиции Арбитражного суда Уральского округа, изложенной в постановлении от 26.08.2016 №Ф09-8787/16, незаконно заключать договор на поставку одинаковых товаров с одним поставщиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ с целью ухода от конкурентных процедур закупок.
В законодательстве отсутствуют законодательные ограничения по количеству сделок, совершаемых заказчиками на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Необходимо выявлять не столько контракты с одним поставщиком на одни и те же товары, сколько выявлять потребности заказчика в этих товарах (причины и сроки возникновения потребности).
Рекомендовать заказчикам исключить заключение нескольких контрактов на поставку одинаковых товаров (работ, услуг) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ при наличии объективной необходимости осуществления единовременной закупки товаров (работ, услуг).
Не допускать искусственное «дробление» закупки.
- Порядок расчета неустойки по правилам постановления Правительства РФ № 1063. Правила применения формул расчета пени за нарушение сроков со стороны поставщика (исполнителя, подрядчика) с учетом Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 N 09АП-40163/2016 (по делу N А40-119633/16).
Согласно Постановлению Правительства РФ N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" коэффициент К определяется по формуле: К = ДП/ДК * 100%, где: ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
В свою очередь значение коэффициента К определяется исходя из просрока, выраженного в процентах, а не долях.
При подстановке в формулу 100% вместо 100 коэффициент К никогда не превысит 50%, и соответственно размер ставки за каждый день просрочки всегда будет применяться равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату уплаты пени.
Рекомендовать заказчикам осуществлять расчет пени за нарушение сроков исполнения контрактов с применением коэффициента К, полученного по формуле К=ДП/ДКх100 (в числовом выражении)
- Введение административной ответственности за нарушения при планировании закупок. Проблема обоснования закупок и обоснования НМЦК, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Необходимость и достаточность сведений в плане закупок и плане-графике.
При формировании плана закупок в графе цели закупки для бюджетных учреждений указывать наименование программного мероприятий, в обосновании закупок возможно указание конкретных функций и полномочий такого учреждения, для реализации которого осуществляется закупка
При формировании плана закупок в графе цели закупки и в обосновании закупок унитарных предприятий ставить прочерк.
При планировании закупок строго применять Правила обоснования НМЦК, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, в т.ч. при планировании закупок строительных работ в качестве обоснования НМЦК прикладывать к плану-графику сметную документацию.
- Предъявляются ли единые требования к участникам закупок, установленные ст.31 Закона 44-ФЗ, при проведении запроса котировок. Вправе ли заказчик требовать от участника в составе котировочной заявки декларацию о соответствии указанным требованиям.
Наличие коллизии закона в части необходимости установления требований к участникам запросов котировок.
Рекомендовать заказчикам устанавливать к участникам закупок единые требования согласно пунктам 1, 3-9 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ и не допускать требования в заявке на участие в запросе котировок декларации о соответствии участника закупки указанным требованиям.
- Порядок описания объекта закупок в соответствии с Законом № 104-ФЗ. Документы по стандартизации и порядок их применения при описании объекта закупки. Критерии детализации описания закупки с учетом письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке». Практика контрольных органов.
Отсутствует необходимость у заказчиков использовать иные документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в случае отсутствия технического регламента, а также национального стандарта (ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (ГОСТ) на закупаемые товары, работы, услуги.
При описании объекта закупки заказчики обязаны руководствоваться техническими регламентами, а также национальными стандартами (ГОСТ Р) или межгосударственными стандартами (ГОСТ) на закупаемые товары, работы, услуги в части описания безопасности, функциональных и качественных характеристик.
При определении характеристик товаров, работ, услуг, непоименованных в соответствующих стандартах обосновывать такие требования не надо.
- Закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ в случае ликвидации последствий аварии. Требуется ли объявлять ЧС на территории для возможности применения данного пункта (т.е. авария рассматривается как самостоятельное явление или как чрезвычайная ситуация).
При возникновении аварии на объектах заказчиков введение режима ЧС для заключения контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ не требуется.
Документы, фиксирующие возникновение аварии, должны отражать дату возникновения аварии и обстоятельства, свидетельствующие о непредвиденности ситуации, а также обоснование причин безотлагательного выполнения работ и невозможности проведения конкурентных закупок.
- Требуется ли составлять отчет об исполнении контракта (ст. 94 Закона 44-ФЗ), который предусматривает в ходе его исполнения периодическую приемку и оплату (например, ежедневная поставка продуктов питания, оказание услуг по теплоснабжению, водоснабжению и пр.).
Отчет должен быть сформирован при наличии в совокупности документов, подтверждающих факт приемки и факт оплаты.
При осуществлении периодической поставки формировать отчет в установленные сроки по факту оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в т.ч. ежемесячно.
Рекомендовать заказчикам определить в договоре порядок поставки товаров, поставляемых и оплачиваемых ежедневно (1 раз в неделю и т.д.), путем оформления, например, накладной ТОРГ-12. Приемку товара за месяц оформлять актом приемки товаров, который будет являться основанием для составления отчета об исполнении контракта.
- Выявление конфликта интересов при осуществлении закупок. С учетом позиции Верховного суда РФ от 28.09.2016. Технологии проверки наличия конфликта интересов между участником закупки и сотрудниками заказчика при осуществлении проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отчет должен быть сформирован при наличии в совокупности документов, подтверждающих факт приемки и факт оплаты.
При осуществлении периодической поставки формировать отчет в установленные сроки по факту оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в т.ч. ежемесячно.
Рекомендовать заказчикам определить в договоре порядок поставки товаров, поставляемых и оплачиваемых ежедневно (1 раз в неделю и т.д.), путем оформления, например, накладной ТОРГ-12. Приемку товара за месяц оформлять актом приемки товаров, который будет являться основанием для составления отчета об исполнении контракта.
- О злоупотреблениях заказчиков при включении в описание объекта закупки показателей, в т.ч. расчетных, фактическое значение которых определить на момент подачи заявок не представляется возможным.
Нецелесообразно устанавливать требования к показателям, которые заказчик не сможет оценить при приемке работ и которые определяются по результатам испытаний.
- Особенности заключения контрактов с физическими лицами и порядок формирования цены таких контрактов.
В цену контракта, заключенного с физическим лицом (не являющегося ИП), включать только НДФЛ.
Оплата контракта осуществляется только за вычетом НДФЛ, выплата которого должна осуществляться заказчиком.
Сумма страховых сборов в цену контракта и в СГОЗ не входит. Такие начисления формируются и оплачиваются налоговым агентом – заказчиком, и не являются закупкой.
Полный текст протокола круглого стола (скачать).
Направить предложения в повестку последующих круглых столов и задать дополнительные вопросы можно специалистам Департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Пермской ТПП по тел. (342) 235-78-48, эл. почта: zakupki@permtpp.ru