При этом, аналитики электронных площадок с начала 2021 года фиксируют рост несостоявшихся закупок в строительной сфере. Это свидетельствует о падении интереса к государственным и муниципальным закупкам со стороны подрядчиков. И это неудивительно, так как средняя маржинальность по строительным контрактам не покрывает рост стоимости стройматериалов. Соответственно, при невозможности увеличения цены контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам подрядчики ищут варианты сокращения расходов за счет применения менее качественных материалов, что негативно влияет на качество или такие контракты расторгаются.
Возможность изменения цены контракта, не связанная с изменением объемов работ, в рамках Закона № 44-ФЗ закреплена статьей 95 и применительно к строительным работам предусматривает следующие случаи:
- изменение условий контракта на основании решения Правительства Российской Федерации для федеральных нужд. Условие: контракт заключен на срок не менее чем 3 года и его цена составляет 10 млрд. рублей и более;
- изменение условий контракта на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для нужд субъекта. Условие: контракт заключен на срок не менее чем 3 года и его цена составляет 1 млрд. рублей и более;
- изменение условий контракта на основании решения местной администрации для муниципальных нужд. Условие: контракт заключен на срок не менее 1 года и его цена составляет 1 млрд. рублей и более.
Еще одним «специальным» случаем изменения цены долгосрочного строительного контракта (на срок не менее 1 года) является возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Однако, цена такого контракта определена постановлением Правительства Российской Федерации т 19.12.2013 № 1186 в размере 100 млн. руб. и более. И для реализации данного права также необходимо соответствующее решение Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрации.
Первый шаг к решению проблемы сделан
17 августа 2021 г. вступает в силу постановление Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», обеспечивающее возможность изменения цены долгосрочного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом 44-ФЗ.
С этого дня по согласованию сторон у подрядчиков, заключивших до 01.07.2021 государственные контракты для федеральных нужд на выполнение вышеуказанных работ, появится возможность увеличивать цену контракта до 30% при соблюдении ряда условий, в т.ч. при наличии письменного обоснования.
В целях обеспечения такой возможности Минстрой России принят приказ от 21 июля 2021 года № 500/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждённую приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019г. № 841/пр», зарегистрированный в Минюсте России 13 августа 2021 года. Приказ вступает в силу 24 августа 2021года.
Соответственно, уже 24 августа 2021 года федеральные заказчики смогут согласовывать с подрядчиками новые условия контрактов. Однако, если изменение цены контракта в связи с изменением стоимости стройматериалов превысит стоимость объекта капитального строительства, указанную в акте (решении) об осуществлении капитальных вложений, то такое изменение станет возможным только после принятия решения Правительства российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда, что также приведет к затягиванию сроков на урегулирование вопросов по изменению цены контракта.
Аналогичные меры рекомендовано принять субъектам Российской Федерации и местным администрациям, а также учесть заказчикам, осуществляющим закупки по Закону № 223-ФЗ.
Несмотря на принятые меры, огромное количество подрядчиков по «мелким» контрактам, срок исполнения которых составляет менее 1 года, остались «не у дел», так как случаи изменения цены контракта в отношении работ по текущему ремонту или по контрактам менее 1 млн. руб. и сроком действия до 1 года действующим законодательством не предусмотрены.