В роли спикера мероприятия выступила Юлия Боровых, директор департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Пермской ТПП, председатель Пермского отделения Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, член Общественного совета при Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края.
В ходе семинара Юлия Сергеевна назвала несколько проблем, существующих в сфере закупок: «Министерство финансов Российской Федерации выявило десять основных проблем в системе закупок. Первая самая важная проблема – отсутствие в полной мере функционально действующего каталога товаров и услуг. Вторая проблема – чрезмерно усложненные процедуры закупок, которые затягивают процесс. Кроме того, отмечается, что слишком высока доля закупок у единственного поставщика, это свыше 56% по данным 2017 года. Следующая проблема - присутствуют избыточные требования к действиям заказчика, затрудняющие и в ряде случаев препятствующие осуществлению закупки. Далее, вызывает сложности формальная и слабо контролируемая система обоснования и нормирования закупок. Беспокоит ситуация с участием в закупках недобросовестных поставщиков, исполнителей, подрядчиков».
Также среди проблем были отмечены:
- необходимость повышения гибкости сроков оплаты;
- неэффективность инструментов общественного обжалования закупок, что стало предметом злоупотреблений, в том числе получение незаконной выгоды;
- реализация не в полной мере функций ЕИС как единого центра размещения информации о закупках;
- присутствие вне сферы регулирования, анализа и контроля закупок малого объема, составляющих до 10% объема бюджетных расходов на закупки.
Особое внимание участников семинара было обращено на особенности предстоящих изменений в сфере закупок, о сроках их вступления в силу.
Среди грядущих перемен:
- изменение системы планирования закупок – отмена плана закупок, изменение подходов к планированию и обоснованию закупок, сокращение сроков внесения изменений в план-график;
- упрощение процедуры закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика;
- введение новых и очень выгодных заказчику и поставщику (подрядчику, исполнителю) возможностей изменения контракта;
- появление нового вида обеспечения – обеспечения исполнения гарантийных обязательств;
- введение новых льгот для участников закупок – субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
- ликвидация «цикличности» закупок, в результате которой у заказчиков появится возможность оперативно проводить закупки, если в аукционах и конкурсах никто не участвовал или все поступившие заявки были отклонены;
- упрощение процедуры расторжения контракта;
- изменение подходов к осуществлению контроля в сфере закупок;
- введение многочисленных поправок в порядок проведения закупок в сфере строительства;
- появление права проводить закупки без указания объема на любые товары, работ и услуги;
- существенное упрощение порядка проведения электронного аукциона.
Также было обозначено, что необходимо сделать заказчику, местным администрациям, участникам закупок после того, как поправки вступят в силу.
Участники встречи проявили неподдельный интерес к новой информации. Звучало много вопросов, возникали дискуссии. Особенно бурно обсуждались вопросы порядка проведения закупок, а также сфера исполнения и расторжения контрактов. Не меньший интерес у публики вызвала тема обеспечения исполнения гарантийный обязательств по закупкам.
С уверенностью можно отметить, что практика проведения подобных встреч очень полезна как для представителей бизнес-сообществ, так и для сотрудников бюджетных организаций, ведь изменения законодательства касаются всех участников процесса.