Нужно создавать благоприятную деловую среду. Ее создание в каждом регионе и муниципалитете по всей России является ключевым условием для развития бизнеса. Не будет этого – не помогут никакие льготы, никакие преференции и никакие гранты, заявил Владимир Путин на прошедшем накануне заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса. Среди участников мероприятия были члены правительства и парламента, руководители регионов, представители ведущих бизнес-объединений, в том числе президент ТПП РФ Сергей Катырин.
В России в целом созданы организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, считает Владимир Путин. Вместе с тем малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. «Мы видим с вами, что люди не спешат браться за создание своего бизнеса. Так, сейчас лишь около 6 % граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела», – отметил он.
«Мы обязаны сделать всё необходимое, чтобы наши предприниматели смогли в полной мере реализовать свой потенциал. Это жизненно важно для развития страны, всех её регионов, для того, чтобы российские компании заняли достойное место и на своём собственном рынке, и на международных рынках», – считает глава страны.
Владимир Путин подчеркнул, что «государство, все уровни власти должны сделать всё возможное, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным. Чтобы создавались равные условия для всех предпринимателей, чтобы правила и законы были стабильными и понятными, чтобы обеспечивалась честная и открытая конкуренция и никто не мешал работать, не лез с «крышеванием», не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги».
Говоря о создании благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России, президент призвал руководителей субъектов Федерации со всей ответственностью подойти к решению этой задачи, не отмахиваться от этого, как от чего-то второстепенного.
«Результатом наших общих усилий должен стать значительный рост доли малого и среднего бизнеса в экономике, создание в этом секторе новых рабочих мест. Сейчас здесь занято 18 миллионов человек. Считаю, что за пять ближайших лет у нас есть все возможности обеспечить значительный рост доли малого и среднего бизнеса в экономике», – заявил Владимир Путин.
Такая задача для всех уровней власти является одной из ключевых. «Поэтому и в правительстве, и в субъектах Федерации, что хотелось бы подчеркнуть особо, должны быть созданы специальные подразделения, как я уже говорил, должны быть назначены конкретные люди, персонально отвечающие за решение этой проблемы. Причём, подчеркну ещё раз, все эти механизмы должны быть прозрачными», – добавил В.Путин.
«Начинать свой бизнес должно быть легко, а рисковать и ошибаться не страшно. Не нужно будет тратить время и силы на сбор справок. Достаточно купить патент и приступить к работе», – сказал президент. «Надо подумать и о доступности кредитов. Ясно, что нынешние ставки неподъёмны для предпринимателей», – заметил он.
Президент России также напомнил, что действующие налоговые условия зафиксированы на ближайшие четыре года. «Однако появились новые платежи вследствие введения кадастровой стоимости недвижимости и имущества. Полагаю, что регионам нужно действовать здесь разумно, не должно быть резкого роста налоговой нагрузки на бизнес», – указал В. Путин.
Президент обратился к Генеральной прокуратуре, которая должна провести анализ обоснованности проверок, проведённых в 2014 году, прежде всего внеплановых.
«Предприниматель не должен жить в постоянном ожидании, что к нему нагрянут с очередной проверкой, не должен бояться, что любые его действия можно будет легко подвести под какую-то статью или под штраф. Нужно честно признать, что наша нормативная база, конечно, нуждается в совершенствовании, и предлагаю ещё раз дополнительно всё проанализировать», – сказал он.
Руководитель рабочей группы по подготовке заседания Госсовета, губернатор Тульской области Владимир Груздев, выступивший с основным докладом, отметил, что ее участниками (среди которых были предприниматели, бизнес-объединения, федеральные министерства и администрации регионов) был проведен глубокий анализ сферы малого и среднего предпринимательства в России. 18 тысяч предпринимателей предоставили свое видение по улучшению бизнес-среды в России. Было сформировано порядка 350 проблемных вопросов, часть из которых вошли в итоговый доклад.
В России свыше 5 миллионов малых и средних предприятий, на них занят каждый четвёртый работник в стране. Но доля таких компаний в российском валовом национальном продукте невелика – лишь 21 %. К примеру, в Малайзии это 47 %, в Японии – 63 %, а доля занятых в сфере МСП в таких странах – 50–80 % трудоспособного населения.
По словам Груздева, ситуация с малым и средним бизнесом в стране плачевная. Мы видим, что тенденция роста микро- и малых предприятий, условно около нуля, нужна чёткая программа действий, отметил он.
На федеральном уровне существует ряд программ по поддержке МСП. Это прежде всего программа Министерства экономического развития, которая предусматривает субсидии, гранты начинающим предпринимателям, субсидирование лизингом, поддержку малых экспортных компаний, микрозаймы и поручительство, программа льготного кредитования Внешэкономбанка, программа гарантийной поддержки Агентства кредитных гарантий.
На реализацию этих мер за 2013–2014 годы Федерация выделила более 130 миллиардов рублей, но потрачено было всего 96, отметил Груздев. Есть и комплекс мер регионального уровня. Это бизнес-инкубаторы, гранты на развитие, консультации, образовательные программы. Но система господдержки требует развития. Об этом говорят и чиновники, и сами предприниматели, подчеркнул глава Тульской области.
Одно из главных нововведений – это подготовка правительством России единого института развития бизнеса в форме акционерного общества.
По мнению Груздева, главный вывод рабочей группы – «бизнес надо поддерживать на всех этапах его развития, а именно: упрощать процедуры на этапе открытия бизнеса, содействовать выводу продукции на рынок, в том числе и экспорт, минимизировать налоги на этапе роста, повышать квалификацию самого предпринимателя, выдавать субсидии, гранты и, самое важное, кредиты по доступным ставкам».
Кроме этого, по его словам, вовлекать в бизнес необходимо с детства, нужны образовательные программы, а также поддержка молодёжного предпринимательства.
Груздев обозначил главные выводы и предложения по итогам подготовки Госсовета. Большинство из них коснулось сферы налоговой политики.
В России около трёх миллионов человек работают на себя, являясь самозанятыми. Предлагается для таких граждан ограничиться одним-единственным юридическим действием – приобретением патента, без процедуры регистрации ИП.
Для нового бизнеса в целом предполагается максимальное сокращение издержек, особенно в части налогов.
Так, помимо новых ИП (для которых с начала 2015 года начали действовать налоговые каникулы), вновь создаваемым юридическим лицам предлагается предоставлять налоговую льготу на два года один раз в жизни каждому гражданину, который регистрирует подобное предприятие. К данному предложению скептически отнесся, предложив его еще проработать, Владимир Путин.
В кулуарах Госсовета, отвечая на вопрос Первого канала о проблемах неналоговых платежей, президент ТПП РФ Сергей Катырин отметил, что это достаточно серьезная нагрузка на бизнес, особенно для малого предпринимательства. По его мнению, было бы неплохо ввести мораторий, фиксирующий существующие платы. (Подробнее о предложениях ТПП РФ к заседанию Госсовета читайте в специальном материале. – Прим. ред.).
Для предприятий, которые созданы впервые, на два года предложено установить ставку по взносам во внебюджетные фонды 14 процентов.
Предлагается рассмотреть возможность использовать специальные налоговые режимы для более широкого круга предпринимателей. В частности, повысить размер выручки для предприятий, работающих на «упрощёнке». Прежнее решение было принято в 2007 году, инфляция больше 90 %. «Пришло время, когда мы должны поднять ставку в два раза, с 60 миллионов рублей в год до 120», – отметил Груздев.
Прозвучало предложение передать федеральную часть налога на прибыль на региональный уровень.
Также предложено законодательно закрепить не менее 50 % налоговых доходов, получаемых от предприятий, применяющих «упрощёнку», в бюджеты муниципалитетов, что даст устойчивую налоговую базу для муниципалитетов.
По словам Груздева, механизмы господдержки не могут и не должны заменять доступ к кредитным ресурсам. По факту с учётом комиссий с самой ставки эффективная ставка составляет от 24 до 26 процентов. Бизнес фактически нерентабельный, заявил он.
Для расширения доступа к финансовым ресурсам предложено увеличить максимальный размер микрозайма для предпринимателей до трёх миллионов рублей.
Кроме того, необходима полноценная программа рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу. «Я знаю, что есть коллеги-скептики, которые не верят, что это всё сработает. Я – верю. Я думаю, что у нас, в городе-герое Туле и Тульской области, есть десятки примеров бизнеса и предпринимателей, которые готовы реализовывать», – заметил Груздев.
«Сейчас нужно дать людям глоток воздуха: вот кредиты по подъёмной ставке, налоговые послабления. Уверен, процесс пойдёт», – заявил он.
Среди целей, которые были обозначены на Госсовете, – это двукратный рост показателя занятости малого и среднего бизнеса до конца 2020 года (6 лет). Задача максимум – это 40 миллионов человек и увеличение вклада этого сектора ВВП страны до 45–50 %.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев отметил, что динамика последних лет не самая благоприятная для малого и среднего бизнеса, риски работы МСП таковы, что становятся запретительными для его деятельности.
Среди предложений главы Минэкономразвития можно выделить следующие.
Установление иммунитета для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, и сокращение количества оснований, по которым антимонопольные органы вправе осуществлять внеплановые проверки малых предприятий.
Семь лет, с 2008 года, как введен принцип так называемой малой приватизации, за это время более 40 тысяч предприятий воспользовались этим правом и стали собственниками арендуемого имущества. Этот подход предложено продлить на ближайшие три года.
Очень важно обеспечить гарантированный доступ малых и средних предприятий к инфраструктурным услугам. Необходимо разработать типовой договор о подключении не только к энергосетям, но и к сетям газовым, тепло- и водоснабжению, заявил Улюкаев.
Министр подчеркнул, что крайне важно дать гарантии доступа малых и средних предприятий к государственному заказу. «С июля мы приступаем к практике квотирования заказов на работы и услуги для малого бизнеса для государственных компаний, компаний с государственным участием и государственных корпораций. Это ещё больший объём заказа, порядка 15 триллионов рублей предполагается, 10-процентная прямая квота и ещё плюс 8-процентная косвенная квота через субподрядчиков для этих предприятий», – рассказал он.
При этом предлагается создать систему определения статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в форме единого реестра.
Улюкаев также предложил создать единый интегратор всех форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, объединив возможности Банка поддержки малого и среднего предпринимательства («МСП Банк») и Агентства кредитных гарантий.
По словам министра, новая структура должна выполнять функции агентства государственного развития малого и среднего предпринимательства, обладая широкими полномочиями, в частности, в рамках определения плановых закупок естественных монополий, государственных компаний и компаний с госучастием, а также в части определения критериев допуска к планам импортозамещения и иным формам государственной поддержки.
Президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин выразил надежду, что Государственный совет придаст новый импульс для развития малого и среднего предпринимательства России. Он высказался по конкретным вопросам, которые волнуют МСП.
Во-первых, это упрощение кадрового делопроизводства на микропредприятиях путем утверждения на федеральном уровне типовой формы трудового договора для микропредприятий, включающую все аспекты трудовых отношений.
Второй вопрос – это гуманизация уголовного законодательства. Постановлением Конституционного Суда России статья 159 часть четвёртая Уголовного кодекса «Мошенничество в предпринимательской сфере» признана частично не соответствующей Конституции страны. Она утрачивает силу по истечении шести месяцев со дня провозглашения решения, то есть с 11 июня этого года. Причина – размер ответственности за мошенничество в предпринимательской сфере не может быть ниже, чем за иной вид мошенничества, где предусмотрены гораздо более суровые санкции.
Соответственно ответственность за мошенничество в предпринимательской сфере может вырасти в два раза. «Мы предлагаем снизить размер ответственности «за иные виды мошенничества» до единого уровня с ответственностью по мошенничеству в предпринимательской сфере», – сказал Калинин.
Третий вопрос – это изменение в законодательстве с целью освобождения интернет-магазинов от обязательного использования контрольно-кассовой техники.
Он также обратил внимание на проблемы малого бизнеса в Крыму, предложив поручить правительству провести отдельное совещание с предпринимателями по проблемам регулирования деятельности малого и среднего бизнеса в Крыму.
Андрей Никитин, глава Агентства стратегических инициатив, остановился на проблемах реализации 223-го ФЗ о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. Только за неполный 2014 год заказчики заключили договоров на 14 триллионов рублей. Но значительный объём закупок – 40 процентов в 2014 году – производится у единственного поставщика, отметил он.
Участие малого и среднего бизнеса в закупках компаний с госучастием и госкомпаний – это отдельный больной вопрос, подчеркнул он, а подготовка к реализации с 1 июля постановления правительства о 18 % доле закупок у малого и среднего бизнеса вызывает опасение своей формальностью. Никитин высказал ряд предложений по особому контролю над этой сферой.
Глава АСИ подчеркнул роль муниципальных органов власти в деле развития МСП. Он привел в пример Вяземский район, больше 100 километров от Хабаровска, где живет 23 тысячи жителей и 30 % из них – это предприниматели.
«Глава местной администрации, её команда лично обошли каждый двор, лично рассказали о всех имеющихся программах государственной и региональной поддержки. И, как видим, получилось», – отметил Никитин.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов подчеркнул, что с начала года на 17 % возросло количество обращений, из них 85 % от малого бизнеса.
Большинство из них связано с финансовой нагрузкой на бизнес. Он напомнил, что пик обращений был в 2013 году, когда были увеличены социальные страховые платежи. Тогда сотни предпринимателей потеряли бизнес. Поэтому, по мнению Титова, хотелось бы сегодня дать им возможность вернуться, но для этого необходимо очень серьёзно снизить и финансовую, и административную нагрузку. Одно из решений – патент для самозанятых. «Это было бы очень большим решением для сотен тысяч этих предпринимателей, которые сегодня никуда на самом деле не ушли, они работают, просто они не платят налоги, они не формируют пенсионных накоплений, они создают коррупционную криминальную среду, потому что они работают в тени», – подчеркнул он.
Глава Минфина Антон Силуановотметив, что часть бизнеса (примерно 80 процентов категорий малого бизнеса) имеет годовой оборот до 15 миллионов рублей, подчеркнул, что принимать решение о передаче каких‑то налогов с одного уровня на другой преждевременно, особенно в нынешних условиях.
Владимир Путин, подытоживая, подчеркнул, что некоторые предложения, которые были высказаны в ходе дискуссии, будут проработаны и учтены в итоговом поручении. Президент РФ еще раз заключил, что ситуация такова, что требует дополнительных энергичных усилий по развитию собственной базы экономики России, а МСП «может и должно быть такой собственной базой».
По материалам kremlin.ru