- изменения по согласованию с антимонопольным органом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства), не более чем на 30 процентов без изменения физических объемов, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, - для концессионных соглашений, концедентом в котором является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Но есть исключения, согласно которым такие изменения условий концессионного соглашения не допускаются. А именно, в случае, если объектом такого соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты газоснабжения, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
- увеличения цены контракта и сметы контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы распространили на контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенным до 01.01.2022. Ранее такая возможность была для контрактов, заключенных до 01.10.2021г. Однако для реализации такой возможности также необходимо соответствующее решение Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации (постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №1186 «Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно».
При внесении изменений необходимо учесть изменения в порядке проведения государственной экспертизы проектной документации объекта соответствующего соглашения (контракта), установленном становлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Особый интерес вызовет новация Закона о контрактной системе о возможности изменения в 2022 году цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, которые заключены на срок менее одного года. Однако такая возможность на сегодняшний день есть только у подрядчиков, исполняющих контракты, заключенные с заказчиками федерального уровня.
Для подрядчиков по контрактам, заключенным с региональными и муниципальными заказчиками, как и ранее требуется ожидать решения соответствующих властей.
Дополнительным бонусом для «счастливчиков», предложения которых по увеличению цены исполняемых контрактов в строительной сфере в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, приняты заказчиками, является то, что Правительство Российской Федерации продлило амнистию по взысканию неустойки (штрафа, пени).
Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом».
В частности, списанию подлежат исключительно неуплаченные неустойки (штрафы, пени), которые начислены в 2021 году подрядчику вследствие неисполнения им обязательств по контракту. Причиной такого неисполнения должно являться существенное увеличение в 2021 году цен на строительные ресурсы, повлекшее невозможность исполнения контракта подрядчиком.
Отметим, что период, за который неуплаченная неустойка подлежит списанию - с даты заключения контракта до даты представления предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение (ПП № 1315). Размер списываемой неустойки пределами не ограничен.
До списания неустойки подрядчикам необходимо совместно с заказчиками строительства подписать документ о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней).
Основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является сам факт заключения дополнительного соглашения к контракту об увеличении цены контракта в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
К сожалению, поставщики (подрядчики, исполнители) по контрактам, заключённым в соответствии с Законом № 44-ФЗ в иных сферах деятельности, которым начислялась неустойка (штраф, пени) в 2021 году, возможности ее списания в 2022 году не получили.