19 апреля в ТПП РФ состоялась презентация национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2012». Его представила руководитель национальной команды GEM доцент кафедры международного и стратегического менеджмента Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета Ольга ВЕРХОВСКАЯ.
Для участия в презентации были приглашены представители органов государственной власти, науки и бизнеса. В приветственном слове вице-президент ТПП РФ Дмитрий КУРОЧКИН подчеркнул важность проведения подобного рода исследований для принятия грамотных управленческих решений. Затем руководитель проекта Ольга ВЕРХОВСКАЯ рассказала о том, как шла работа над подготовкой очередного национального отчета и в чем заключаются его основные выводы.
Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM) в настоящее время представляет собой крупнейшее исследование в этой области по числу наблюдений. Для получения необходимых данных используется опрос взрослого трудоспособного населения (в нашем случае этим занимались специалисты Левада-Центра), национальные экспертные интервью, а также экономическая и демографическая статистика.
Работа эта проводилась, по словам руководителя проекта, очень тщательно, и по ее итогам авторы отчета сделали следующие выводы. Россия занимает 67-е место среди 69 стран – участниц проекта по числу тех, кто вовлечен в создание и управление новыми компаниями. 93% населения не только не вовлечено в предпринимательскую деятельность, но даже не рассматривает для себя такую возможность.
Предпринимательство по-прежнему играет незначительную роль в российской экономике по сравнению не только со странами БРИКС, где каждый восьмой взрослый житель занят предпринимательством. Отстаем мы и от стран Восточной Европы, где своим бизнесом занят каждый одиннадцатый.
В России не только низкий уровень ранней предпринимательской активности. Большинству созданных компаний просто не удается преодолеть начального этапа развития. Как заметил один из гостей, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр ЧЕПУРЕНКО, «наш бизнес в экономическом смысле до пенсионного возраста не доживает». В 2012 году индекс активности устоявшихся предпринимателей в России был на уровне 2,1%. Их доля составила 33% от общего числа предпринимателей. В экономически развитых странах число компаний, работающих более трех с половиной лет, превышает число вновь создаваемых.
Как отмечают авторы исследования, половину имеющих предпринимательские намерения россиян составляют уже действующие предприниматели, планирующие открыть еще один бизнес. Новичков среди возможных предпринимателей всего 2%. Более низкого показателя не было зарегистрировано не только в других странах, но и в самой России с 2006 года.
Цифры в целом пессимистичные. Однако насколько объективно они отражают реальное положение дел? И насколько учтены наши национальные особенности при ответе на вопросы различных анкет?
Например, авторы отчета делают вывод о том, что большинство российских предпринимателей, как и в прошлые годы, создают свой бизнес, используя открывающиеся возможности, а меньшинство – в силу того, что не имеют других возможностей получения дохода. Но определяют эту причину сами респонденты в ходе интервью с незнакомыми людьми. Ну и многие ли в такой ситуации сознаются, что в качестве, скажем, наемных работников они никому не нужны? Кстати, то ли в шутку, то ли всерьез некоторые гости презентации предлагали пересмотреть методологию исследования, предполагая, что в этом случае цифры, характеризующие российских предпринимателей, будут другими.
Как заметила, например, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья ЛАРИОНОВА, хоть исследование и хорошее, но многое в нем выглядит спорным. Ее, например, удивил вывод о том, что у нас низкая предпринимательская активность и немного людей вовлечено в малый и средний бизнес. Сейчас по ситуации с социальными взносами у Минэкономразвития идут в правительстве серьезные баталии с представителями финансового и социального блоков. Так вот, по данным коллег Натальи Игоревны в России 21 млн человек занимаются малым бизнесом без регистрации. Их оппоненты утверждают, что эта цифра достигает целых 38 млн. Поэтому когда мы говорим о том, что в России малый бизнес не развит, это означает лишь то, что перед нами вершина айсберга, представленная легальной занятостью. А реальное положение дел очень сильно отличается от видимой глазу картины.
Кстати, наши партнеры по Таможенному союзу проводили свои исследования по этой проблеме. И выяснили одну достаточно показательную деталь – до половины самозанятого населения по разным причинам ни при каких условиях не согласятся на официальную регистрацию. А следовательно, их никто не сможет учесть в ходе исследования, проводимого по этой методике.
Впрочем, такие замечания нисколько не умаляют важность работы, проведенной всеми участниками проекта. Как отметил ведущий презентации начальник экономического управления аппарата Государственной Думы Иван ОСКОЛКОВ, в ходе подготовки национального отчета получены интересные срезы, которые позволяют сопоставить предпринимательскую активность в России с аналогичными показателями других стран и вычленить главные проблемы, работа над которыми еще предстоит.
ТПП-Информ. http://tpp-inform.ru/analytic_journal/3388.html
В ТПП РФ состоялась презентация национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2012»
В ТПП РФ состоялась презентация национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2012»
20 апреля 2013