В рамках цикла «Встречи на Ильинке» в Торгово-промышленной палате России прошел деловой завтрак с участием руководителя Федеральной таможенной службы Владимира Булавина. В нем приняли участие руководители комитетов и советов ТПП РФ, отраслевых ассоциаций, участники внешнеэкономической деятельности.
В своем вступительном слове Президент ТПП РФ Сергей Катырин поздравил участников встречи со знаменательной датой. Сегодня отмечается 100-летие создания института торгово-промышленных палат в России. В связи с юбилеем в адрес ТПП РФ направил поздравительную телеграмму Президент Российской Федерации Владимир Путин. Обращение к истории пришлось кстати, так как руководитель федеральной Палаты отметил, что между ТПП РФ и таможенной службой страны фактически с первых дней их деятельности организовано постоянное взаимодействие. Представители крупнейшего бизнес-объединения страны участвовали и участвуют в работе общественных структур при ФТС – Экспертно-консультативного совета и Общественного совета. В ТПП РФ работает Совет по таможенной политике. «В сфере внешнеэкономической деятельности есть очень конкретные задачи, выполнять которые нам поручило государство - это выдача сертификатов происхождения товаров, карнетов АТА. Подготовка таких документов просто невозможна без совместной работы с таможенными органами. И здесь мы всегда встречали понимание со стороны наших коллег», - подчеркнул С.Катырин.
Снижение административной нагрузки на бизнес, создание комфортных условий для ведения предпринимательства в Российской Федерации, содействие развитию внешней торговли, повышению деловой активности, инвестиционной привлекательности России – все это входит в число главных задач таможенной службы, заявил глава ФТС Владимир Булавин. В рамках решения этих задач на регулярной основе ведется диалог с бизнесом. Активно в этой работе участвуют Общественный и Экспертно-консультативный советы.
Такое взаимодействие дает конкретный результат. При активном участии бизнеса в этом году была принята комплексная программа развития ФТС до 2020 года. В нее входит и комплекс мер, который получил название "Десять шагов навстречу бизнесу". В частности, планируется к 2020 году довести количество автоматически регистрируемых деклараций до 99 процентов, а автоматически выпускаемых деклараций - до 80 процентов. Это касается безрисковых поставок. Ключевым звеном комплексной программы стало существенное совершенствование таможенного администрирования. Оно приведет к коренной модернизации работы ФТС. Если сейчас таможенное оформление осуществляется в 672 местах (и, как правило, на негосударственных площадях), то за три года предполагается свести его в 16 центров электронного декларирования. Планируется создать 8 электронных таможен с центром электронного декларирования в главных городах федеральных округов, а также в существующих таможнях - энергетической, акцизной, Московской областной, Калининградской, центр электронного декларирования Московского авиаузла и в морских портах Новороссийска. Владивостока и Санкт-Петербурга.
Другим важным моментом является система управления рисками. Она базируется на категорировании участников ВЭД. Комплексной программой предусмотрен переход на трехуровневое категорирование: секторы с минимальными, средними и высокими рисками. К прошлому году в секторе с минимальными рисками было 2800 участников ВЭД. Если учесть, что это всего 3,5 процента от всех участников внешнеэкономической деятельности, то такое положение дел назвать нормальным было нельзя. Поэтому встал вопрос о том, как расширить этот сектор. В апреле этого года состоялся переход на трехуровневое категорирование участников ВЭД, и картина существенным образом изменилась. Уже сейчас число участников ВЭД, которые находятся в "белом" секторе составляет около 7400, что фактически в 3 раза больше чем было в прошлом году. ФТС изменила некоторые блокирующие критерии при отнесении к этому сектору и рассчитывает на то, что в 2020 году 64 процента всех поданных деклараций будут выпускаться в автоматическом режиме.
Активное внедрение передовых цифровых технологий в практику работы российских таможенников меняет привычный облик ФТС. Сейчас здесь функционирует 90 информационных ресурсов, на базе которых удалось построить 68 информационных систем. Практически все таможенные процедуры и таможенные режимы автоматизированы. Среднее время оформления по всему декларационному массиву составляет 1 час 26 минут, а для безрисковых поставок - 46 минут. В прошлом году в результате работы с системой управления рисками доначислено 24 млрд рублей. При этом на фактический контроль выставлялось всего 3,8 процента от перемещаемых товарных партий.
Результаты неплохие. Но надо думать над дальнейшим совершенствованием системы управления рисками. Она должна стать более гибкой, перенастраиваемой, интеллектуальной. Результат этой работы во многом будет зависеть от ее подпитки актуальной и точной информацией. И в этом ФТС надеется на помощь коллег из Торгово-промышленной палаты России.
Деятельность таможенных органов оказывает существенное влияние на работу бизнеса. Поэтому участники делового завтрака задали руководителю ФТС России немало профессиональных вопросов. В деловом обмене мнениями приняли участие заместитель председателя Совета ТПП РФ по таможенной политике Виталий Сурвилло, генеральный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Владимир Салев, эксперты Совета ТПП РФ по таможенной политике Марина Лякишева и Анастасия Чурсина, начальник Управления таможенной деятельности ПАО «Газпром нефть» Светлана Усова, председатели комитетов ТПП РФ Александр Борисов, Владимир Семенов и Игорь Скляр. К участникам встречи обратился и председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко.
В завершение руководитель ФТС Владимир Булавин и Президент ТПП РФ Сергей Катырин подписали Соглашение о взаимодействии между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.
Соглашение направлено на углубление сотрудничества между двумя организациями, как на федеральном уровне, так и на уровне региональных ТПП и таможенных управлений. Среди основных направлений сотрудничества: содействие развитию информационной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности; выработка скоординированной политики в области содействия развитию экспорта российских товаров и услуг, зарубежной сбытовой сети экспортно-ориентированных предприятий, выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и др. Также в тексте нового Соглашения уточнены основные аспекты взаимодействия по вопросам, связанным с функционированием международной системы АТА на территории Российской Федерации и применением карнетов АТА, порядку информационного обмена в рамках созданных электронных систем сертификации/верификации происхождения товаров.