Советник руководителя по ВЭД КА «Таможенный адвокат» Валентина Ионичева подробно рассказала о проблемах определения и возврата сумм обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости, а также проанализировала существующие стандарты законодательства.
В частности, она подчеркнула, что на сегодняшний день нет точной информации о том, какие условия должен соблюсти декларант для того, чтобы в рамках дополнительной проверки он был освобожден от обязанности вносить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и других платежей. При этом во многих случаях сумма обеспечения, рассчитанная таможенными органами, в 20-25 раз превышает сумму фактических таможенных платежей и налогов.
Еще одна проблема – возврат обеспечения. Ранее, в соответствии с требованиями действующего закона о таможенном регулировании в случае, если имеется задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов возврат денежного залога не производился. В настоящее время таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрена норма, в соответствии с которой при наличии у плательщика не исполненной обязанности по уплате пошлин, налогов возврат сумм таможенных пошлин, налогов не осуществляется в размере такой неисполненной обязанности. Валентина Ионичева выразила надежду, что с новой редакцией закона проблема будет решена.
Еще одна сопутствующая проблема – ситуации, когда при регистрации деклараций курс валют использовался не на дату регистрации декларации, а на дату регистрации той декларации, в которой содержатся идентичные однородные товары, с которыми сравниваются оцениваемые товары, как следствие: курс может быть значительно выше за 2014 или 2015 года. Также зачастую в качестве основы для корректировки таможенной стоимости используется стоимость товаров на внутреннем рынке ЕАЭС.
Валентина Ионичева, рассмотрев эти и другие проблемы, предложила предусмотреть какие-либо ограничения, ответственность либо автоматизировать процессы с помощью информационных технологий.
В дискуссии по обозначенным проблемам приняли участие начальник отдела администрирования обеспечения таможенных платежей Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России Александр Фомин, советник отдела таможенных платежей, таможенной стоимости и страны происхождения Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Елена Сафонова и другие члены Совета.
Заместитель начальника отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Марина Селиванова представила информацию о работе, проводимой Евразийской экономической комиссией по подготовке и принятию решений, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Новый Таможенный кодекс вносит существенные коррективы в сферу таможенного регулирования. Например, он содержит в себе 183 новых нормы, предусматривающих новую компетенцию Комиссии. Марина Селиванова пояснила, какие основные нормативные акты необходимо принять в связи вступлением в силу нового Таможенного кодекса и подчеркнула, что нет необходимости принять все акты к концу 2017 года, чтобы они заработали одновременно с Кодексом, это можно сделать и в начале 2018 года.
Советник генерального директора группы компаний «СВ-ТРАНСЭКСПО» Марина Лякишеварассмотрела проблемные вопросы маркировки товаров в соответствии с требованиями, установленными в рамках ЕАЭС. В частности, речь шла о внесенных в марте 2016 года изменениях в решения ЕЭК, которые установили, что под нанесением единого знакового обращения продукции понимается нанесение такого знака на рынке ЕАЭС. В итоге, ситуация ужесточилась, были примеры негативной судебной практики, серьезные санкции. Уже полтора года идут споры о том, для чего предприниматели должны маркировать товары до введения в обращение товара на рынке Союза. Возможны три варианта: нанесение знакового обращения уже после того, как товар помещен под какую-то таможенную процедуру; знак обращения должен быть нанесен после пересечения границы, но до выпуска; знак обращения должен быть нанесен до ввоза товаров на таможенную территорию. Марина Лякишева предложила альтернативные решения.