«Проект «Покупай пермское» является проектом региональным, и главная его задача – это продвижение пермских товаропроизводителей на рынки Пермского края и за его пределы, и с этой точки зрения мы системно проводим встречи бизнеса с представителями торговых сетей. Мы очень признательны коллегам из Х5 Group за то, что они приехали и сейчас здесь с нами», - отметил Вячеслав Белов открывая торгово-закупочную сессию с представителями торговых сетей Х5 Group, благодаря визиту которых у пермских товаропроизводителей появилась возможность лично обсудить с ними рабочие вопросы и узнать, как стать поставщиком товаров на полки всем известных магазинов «Пятёрочка» и «Перекрёсток», а также новых дискаунтеров «Чижик».
Сессия началась с презентации компании Х5 Group, которую провёл региональный руководитель направления по работе с госорганами Денис Сухоруков. Он подчеркнул, что в магазинах торговых сетей сделан существенный акцент на качество реализуемой продукции, в том числе этого направления также придерживается дискаунтер «Чижик», активно развивается онлайн-доставка продуктов. Сети компании делают упор именно на качественное развитие, т. е. не просто открытие новых объектов, а на открытие успешных эффективных магазинов. Ритейлер открыт для сотрудничества с добросовестными товаропроизводителями.
В этом году компанией была принята новая стратегия развития и начался процесс трансформации, направленный на расширение полномочий в регионах. Это позволит директорам магазинов на места более оперативно взаимодействовать с товаропроизводителями.
Пятерочка в Пермском крае
На сегодняшний день в Пермском крае действует более 520 магазинов «Пятёрочка» (первый из которых был открыт еще в 2003 году), 9 супермаркетов «Перекрёсток» (первый магазин открыт в 2012 году), а также 19 «жёстких дискаунтеров» «Чижик», которые появились в регионе в этом году. В планах торговой сети на 2022-2023 года увеличить количество магазинов «Пятёрочка» на 65 объектов, «Перекрёсток» - на 1, «Чижик» - на 90.
Ежегодно в торговых сетях Х5 Group реализуется более 700 наименований продукции производителей из Пермского края – эти товары поставляет около 40 товаропроизводителей, ритейлер намерен расширять их число. Пермские производители в том числе могут продавать свои товары под собственной торговой маркой сети в «Пятёрочке» или «Перекрёстке», как, например, это уже делает Очёрский завод напитков, реализуя через сети воду.
Удельный вес пермской продукции в магазинах торговых сетей, расположенных в Пермском крае, занимает: 91% - хлеб, 65% - молоко, 54% - масло-молочная продукция, 29% - мясная гастрономия, 49% - птица, 9,3% - охлажденное мясо, 9% - замороженная продукция.
Активно развивают по регионам проект «фермерских островков» — товарных площадей формата «магазин в магазине», на полках которого фермеры могут выставлять свою продукцию. Важное условие — отсутствие прямого пересечения с товарной матрицей торговой сети, поэтому товар до момента ввода его в оборот на полках фермерского магазина предварительно согласовывается.
В рамках торгово-закупочной сессии Денис Сухоруков рассказал ее участником о том, как стать поставщиком Х5 Group, подчеркнув, что компания предъявляет ряд обязательных требований к качеству товаров, которые нельзя игнорировать. Так обязательно проводится проверка качества продукции с выездом на производственную площадку и с проверкой всей документации. Качество продукции должно соответствовать требованиям санитарных, технических и всех иных применимых норм и стандартов Российской Федерации, Таможенного союза, ЕАЭС, а также требованиям компании.
Подружиться с «Чижиком»
Долгожданной для пермских производителей стала презентация концепции «жёсткого дискаунтера» «Чижик» и путей сотрудничества с магазинами, о чем подробно рассказал Андрей Третяк, коммерческий директор торговой сети.
«Чижик» представляет собой перспективный формат - «жёсткий дискаунтер», расположенный возле дома. Магазины имеют небольшие торговые залы, в которых представлена наиболее популярная продукция, закрывающая ключевые потребности покупателей по принципу «1 потребность — 1 товар». Ценовая стратегия «Чижика» - каждый день низкая цена и отсутствие гибридной системы ценообразования.
У местных производителей также есть возможность продавать на полках хард-дискаунтера товар под собственной торговой маркой сети. Планируется, что целевая доля товаров под собственной торговой маркой в «Чижике» будет достигать 75%, 54 собственных бренда.
Как товар попадает на полку «Чижика»? В первую очередь выбирается лидер рынка по каждой потребности и подбираются продукты-аналоги этого лидера по качеству, которые будут продегустированы сотрудниками Х5 Group и подвергнутся внешним продуктовым тестам. Товар, прошедший отбор, отправится на лабораторные испытания в НИИ и только после этого начнется этап переговоров с поставщиком.
Андрей Третяк подчеркнул, что торговая сеть большое внимание уделяет правильному и чистому составу, качественной и привлекательной упаковке самой единицы товаров, SRP-коробов и микс-коробов - она должна быть качественной, яркой и креативной, не уступать лидерам рынка.
Коммерческий директор дискаунтера «Чижик» также выделил основные принципы работы с поставщиками: «на полке только вы» (1 потребность закрывает 1 товар), большая зона покрытия (выход за пределы региона), большой объем продаж и долгосрочное партнерство.
От поставщиков при этом требуется: обеспечение строгих стандартов качества (100% соответствие продукции согласованным требованиям, оперативная проработка обращений по качеству продукции); 100% товара в SRP-коробах (совместная разработка коробов, производство товара в микс-коробах); эксклюзивный сайзинг продукта (специально разработанный формат или размер упаковки для брендов); цена (гарантия на согласованный объем закупки).
Упаковка и дизайн
Как уже было отмечено выше, одно из важных условий отбора товара на полку торговой сети — наличие достойной упаковки. Решить вопрос разработки качественной упаковки для своей продукции товаропроизводители могли прямо на торгово-закупочной сессии, т.к на мероприятии присутствовал Андрей Брюхов, директор маркетингового агентства «Черная икра», на счету которой множество успешных проектов в этом направлении.
*До 14.10.2022 включительно Вячеслав Белов занимал должность вице-президента Союза «Пермская торгово-промышленная палата». На сегодняшний день Вячеслав Белов является президентом Пермской ТПП.«У нас есть направление брендинга и дизайна, есть маркетинг, есть стратегия. По дизайну у нас существует флагманская услуга «Продающий дизайн упаковки» в рамках которой мы создаем не только дизайн, а скрещиваем его с маркетингом, т. е. создаем идею и наделяем ее смыслом. У нас есть несколько клиентов, которые подняли продажи только за счет дизайна, не проводя рекламную компанию, не снижая цены — их продажи выросли в 5 раз», - поделился возможностями своей команды для пермских производителей Андрей Брюхов, добавив, что агентство под бюджет своих клиентов разработало три уровня цен не влияющих на качество: премиальный - дизайн в последних трендах, средний — опытные дизайнеры добротно выполняют поставленную задачу, начальный - над проектом работают начинающие дизайнеры под наблюдением старших коллег. Как сообщил Андрей Брюхов, «Черная икра» готова сделать для своих клиентов такую упаковку, глядя на которую потребитель будет видеть продукт и понимать, о чем он, какую выгоду он несет.