Как сообщают на своих ресурсах РБК, в России с 12 июля вступила в силу амнистия для бизнеса за дробление с целью применения льготных спецрежимов (в частности, упрощенной системы налогообложения).
После этого Федеральная налоговая служба опубликовала письмо-разъяснение по судебной практике в сфере дробления «в связи с возникающими в работе территориальных налоговых органов вопросами» и с целью «обеспечения единообразного правоприменения». Письмо, в частности, излагает признаки, по которым схемы дробления должны выявляться инспекторами.
Амнистия за дробление стала частью правительственного пакета поправок в Налоговый кодекс, которые внесли изменения в налоговую систему России (в частности, ввели пятиступенчатую шкалу НДФЛ, налог на прибыль в размере 25%, НДС для бизнеса на «упрощенке»).
Старт амнистии за дробление был перенесен с 1 января 2025 года на 12 июля 2024-го. Дата вступления закона в силу важна, так как амнистия не имеет обратной силы и не распространяется на решения налоговых органов о привлечении к ответственности за дробление, вынесенные и вступившие в силу до нее.
Более ранний старт амнистии действительно приведет к увеличению количества налогоплательщиков, которые смогут ей воспользоваться. Данные о проверках не являются публичными, но если судить по судебной практике, то в 2022 году арбитражные суды рассмотрели около 200 дел, связанных с дроблением. C 2018 по 2023 год общая сумма налоговых доначислений в делах по дроблению составила 56 млрд руб., судами было рассмотрено 643 таких дела.
Кроме того, изменения позволяют нивелировать риск злоупотреблений со стороны налоговиков. В течение чуть менее полугода налоговые органы могли по своему усмотрению ускорять или замедлять проверки, чтобы лишить того или иного налогоплательщика возможности применить амнистию или же, наоборот, создать благоприятные условия для освобождения от уплаты налоговой задолженности. При желании инспекция за время до 1 января 2025 года могла ускориться или замедлиться, что создавало коррупционный фактор и риски соответствующего «предложения».
Налоговики могут увеличить количество назначаемых выездных проверок, ориентированных на поиск схем дробления, после вступления в силу амнистии. Прекращение налоговых обязательств в рамках амнистии происходит не в текущий момент, а в будущем и при определенных условиях, поэтому налоговые органы «будут максимально заинтересованы зафиксировать размер налоговых обязательств налогоплательщиков, связанных с дроблением бизнеса в 2022–2024 годах. В свою очередь, амнистия не отменяет права налогоплательщика на обжалование решения налогового органа в вышестоящий орган и в суд, напоминают в ФНС.
Налоговики могут увеличить количество назначаемых выездных проверок, ориентированных на поиск схем дробления, после вступления в силу амнистии. Амнистия не отменяет права налогоплательщика на обжалование решения налогового органа в вышестоящий орган и в суд, напоминают в ФНС.
ФНС отдельно отмечает, что лица могут быть признаны взаимозависимыми по основаниям, прямо не предусмотренным Налоговым кодексом
Несмотря на принятие закона и появление свежего письма ФНС по теме дробления, к амнистии по-прежнему сохраняется множество вопросов, солидарны опрошенные РБК эксперты.
В частности, нормативно закрепленное понятие дробления бизнеса «довольно неопределенное», так как основано на оценочных категориях и использует термины, не имеющие законодательного определения, считает руководитель рабочей группы Торгово-промышленной палаты по управлению налоговыми рисками Василий Ваюкин. Более того, в недавно принятом законе и в рассматриваемом письме ФНС даются разные формулировки дробления, обращает внимание эксперт. «Какое из этих понятий будет применяться при реализации амнистии и в дальнейшем — это вопрос без ответа», — отмечает он.
Наличие двух определений приводит к тому, что предприниматель не будет понимать, как он должен перестроить структуру бизнеса в 2025-2026 годах, чтобы это было признано отказом от дробления
Дробление бизнеса «представляет собой искусственное распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами, которыми прикрывается фактическая деятельность одного хозяйствующего субъекта, не отвечающего установленным законом условиям для применения преференциального налогового режима.
Не до конца ясно, что имеется в виду под «единой предпринимательской деятельностью» – этот термин содержится в закрепленной законом формулировке дробления, но в письмах ФНС, в том числе и недавнем, не встречается. В законе используется и другой законодательно не определенный критерий – подконтрольность одному лицу.
Закон предполагает, что условием амнистии является добровольный отказ от дробления, то есть «исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов».
Закон не вносит изменения ни в Уголовный, ни в Уголовно-процессуальный кодекс. Гарантии от привлечения к уголовной ответственности ограничиваются указанием на то, что налоговые органы не будут передавать материалы в следственные органы по результатам проверок за налоговые периоды 2022–2024 годов, на которые распространяется амнистия. Налогоплательщикам необходимо понимать, что налоговая амнистия «решает» только вопросы налога, пени и штрафа.
Для налогоплательщиков, отказавшихся от дробления бизнеса за 2025–2026 годы, уголовно-правовые риски исключены, настаивают в ФНС. «Материалы налоговых проверок в части дробления бизнеса не будут направляться в следственные органы по п. 3 ст. 32 НК РФ, чтобы не было повода для возбуждения уголовных дел по «налоговым» статьям 198–199.2 УК РФ», – отметили там.
Реализация амнистии происходит параллельно с донастройкой режима УСН: с 2025 года в его рамках впервые вводится обязанность уплачивать НДС для бизнесов, выручка которых превышает 60 млн руб. в год, а кроме того, расширяется порог доходов для применения УСН – с действующих 265,8 млн до 450 млн руб.
Новость подготовлена при использовании материалов с https://www.rbc.ru/economics/29/07/2024/66a2538b9a7947151640d983?from=from_main_2