Сегодня, 6 мая, директор департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Пермской ТПП Юлия Боровых рассказала в прямом эфире видеоконференции о снижении финансовой нагрузки на участников закупок. Вместе с участниками трансляции она подробно рассмотрела, какие перемены происходят в сфере закупок сейчас и что изменится далее.
Поправки, внесенные в законодательство о закупках можно условно разделить на 2 этапа:
2 этап – вступление в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».Изменения касаются сроков исчисления для проведения различных процедур по Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
В марте Правительство РФ утвердило План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и несколько пунктов в этом плане были посвящены вопросам, связанным с закупками.
Сегодня законодательство о закупках предусматривает ряд механизмов защиты заказчиков от недобросовестных участников закупок. Среди них: обеспечение заявки; обеспечение исполнения контракта; обеспечение гарантийных обязательств, а также антидемпинговые меры.
В требованиях к обеспечению заявок, никаких изменений не произошло.
Основные изменения коснулись вопросов, связанных с обеспечением исполнения контрактов.
Размер обеспечения может определяется по-разному в зависимости от того есть у закупки аванс иди нет. Важное правило при расчете размера обеспечения, подчеркнула Юлия Боровых, заключается в том, что если у закупки есть аванс, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше него.
С размером обеспечения сейчас минимальная планка для большинства контрактов до 50 млн.руб. включительно.
Для малого бизнеса заказчики проводят «специальные» закупки в которых обеспечение исполнения контрактов устанавливается не от начальной цены, а от предложенной малым бизнесом – участником-победителем цены контракта.
Если в «специальных» закупках у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, если победитель подтверждает свою добросовестность и у него есть за последние 3 года успешные контракты по № 44-ФЗ, а сумма цен этих контрактов не меньше начальной цены закупки, то представив реестр таких контрактов, обеспечение платить не будет необходимости. ВАЖНО! Добросовестность подтверждается перед подписанием контракта.
С 1 июля 2019 года введено обеспечение гарантийных обязательств. Если заказчик установил требование к гарантии в своей закупке (если есть требования к сроку гарантии, к условиям гарантии, гарантийному обслуживанию), в этом случае заказчик обязан установить требование обеспечения гарантийных обязательств в отношении поставщика.
Это обеспечение необходимо в любых конкурентных закупках. Способом обеспечения может служить как банковская гарантия, так и денежные средства – на выбор участника закупки. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренных контрактом срок исполнения гарантийных обязательств – не менее чем на 1 месяц. Срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств равняется сроку гарантии. Срок возврата денежных средств законом не установлен. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной цены контракта. Исполнителем обеспечение предоставляется до подписания заказчиком документа о приемке.
При проведении «специальных» закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, победитель закупки освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств, если подтвердит свою добросовестность.
Что касается гарантийных обязательств при описании объекта закупки, заказчик ОБЯЗАН в случае закупки машин и оборудования установить требования к гарантийному сроку товара или (и) объекты предоставления гарантий его качества, гарантийному обслуживанию товара, расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, осуществлению монтажа и наладки товара если это предусмотрено технической документацией на товар.
Кроме того, в случае закупки новых машин и оборудования заказчик дополнительно ОБЯЗАН установить требование к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика машин или оборудования; к сроку действия такой гарантии.
Во всех остальных случаях установление требования – право заказчика, а не обязанность.
При проведении закупок с предоставлением преференций субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным некоммерческим организациям, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств.
С 1 июля 2020 года заказчики получают право вовсе не требовать обеспечения гарантийных обязательств (даже если установлены требования к гарантии на продукция) при проведении любых закупок.
Меняются и требования к обеспечению исполнения контрактов:
- минимальный размер обеспечения исполнения контракта снижается с 5% до 0,5%;
- обеспечение исполнения контрактов можно вообще не устанавливать, если требуется казначейское сопровождение контракта. Если заказчик все же его устанавливает, то размер обеспечения – не более 10% начальной цены контракта;
- обеспечение исполнения контрактов устанавливается от разницы между начальной ценой контракта и размером аванса, если расчеты по выплате аванса подлежат казначейскому сопровождению.
Что касается ограничений на размер авансовых платежей, то на правоотношения при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг в рамках мероприятий, связанных с предупреждением и распространении ем новой коронавирусной инфекции не распространяется действие пункта 4.8.1 Приказа Министерства финансов Пермского края от 30 ноября 2007 г. № 164 «О порядке исполнения краевого бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета», который гласит, что получатель средств при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг вправе предусматривать авансовые платежи: до 100% - при закупках по перечню; в размере организационных и регистрационных взносов – по договорам на оказание услуг по участию в научных конференциях, мероприятиях федерального значения и мероприятиях Приволжского федерального округа; в размере до 30% суммы договора (государственного контракта), если иное не предусмотрено действующим законодательством, - по остальным оговорам (государственным контрактам).