Во встрече приняли участие представители Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края, а также предприниматели, имеющие опыт оказания муниципальным и государственным учреждениям услуг на аутсорсинге (охрана, прачечная, бухгалтерия, уборка, техническое обслуживание и т.п.). Модератором встречи выступила Юлия Зинченко, руководитель проекта, заместитель председателя комитета по инновационной деятельности.
На повестке дня было обсуждение административных барьеров, с которыми сталкиваются предприниматели. Однако в ходе беседы выяснилось, что бизнесмены чаще всего встречаются с непониманием именно со стороны самих государственных и муниципальных учреждений.
В числе основных сложностей предприниматели выделили проблему мотивации руководителей учреждений бюджетного сектора. По словам бизнесменов, директора детских садов, школ и других государственных организаций «гонятся за ценой», хотят сэкономить на каждом пункте расходов – один из участников рабочей группы поделился историей о директоре школы, который сам моет полы (1800 кв.м) по вечерам и значительно экономит. Такому директору будет, несомненно, сложно объяснить пользу аутсорсинга.
Коллеги пришли к выводу, что причиной данной проблемы является неосведомленность руководителей в вопросах хозяйственной деятельности – педагог не может одинаково хорошо разбираться в вопросах обучения детей и уборке, охране, ведении бухгалтерского учета. Потому при заключении договора следует во всех деталях обговаривать объемы работ, их качество и сроки исполнения. Важно отметить, что с полной ответственностью должны подходить к делу как исполнитель, так и заказчик – только тогда аутсорсинг сможет принести взаимную выгоду от сотрудничества.
Полная информированность руководителей муниципальных и государственных учреждений о сути услуги позволит, в свою очередь, обосновать ее стоимость – так решится еще одна насущная проблема российского аутсорсинга. Предприниматели пришли к выводу, что если предоставить заказчику подробный перечень требований к оказываемой услуге, он полностью осознает масштаб предпринимаемой деятельности и по достоинству ее оценит. Это также решит проблему недобросовестных электронных тендеров, где выигрывает организация, которая выставила самую низкую цену, но, на самом деле, она не способна оказывать услуги в требуемом качестве и позже будет вынуждена искать субподрядчиков для выполнения заказа.
Рабочая группа нашла оптимальное решение вышеперечисленных проблем – необходимо создать панель экспертов, сформировать перечень стандартов к выполнению основных услуг и их стоимости. Сформированный перечень будет иметь исключительно рекомендательный характер и сможет служить в качестве опоры при определении объема и стоимости предполагаемых работ. Это сможет заметно ускорить развитие рынка аутсорсинговых услуг – заказчики не будут бояться доверять важные работы сторонним организациям, а предприниматели, в свою очередь, будут уверены в полном понимании специфики их работы со стороны руководителей учреждений. Данное предложение было единогласно поддержано представителями Министерства.
Кроме того, члены рабочей группы отметили, что сегодня крайне необходимо разработать специальную программу по просвещению руководителей муниципальных и государственных учреждений. Комплексная программа должна состоять из блока по взаимодействию со СМИ, а также блоков по образовательным и публичным мероприятиям (тренингов и семинаров, посвященных теме проведения тендеров, стандартам предоставления услуг на аутсорсинге и другим актуальным вопросам). Такая информационная поддержка в интерактивном формате позволит руководителям учреждений бюджетного сектора лучше разобраться в процедуре проведения тендерных работ, а также поспособствует развитию доверительных отношений с подрядчиками.
Участники рабочей группы взяли на себя ответственность по написанию перечня стандартов услуг, информационная программа будет разработана в ближайшее время совместно с сотрудниками Пермской ТПП и представителями Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края.