Один из членов делегации – исполняющий обязанности исполнительного директора Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) Иван Федотов – встретился с губернатором Виктором Басаргиным. А заседание комиссии Совета законодателей по науке и инновационной деятельности прошло в Законодательном Собрании Пермского края. В обсуждении принял участие председатель парламента Пермского края Валерий Сухих, а также спикеры законодательных органов нескольких российских регионов, ректоры пермских вузов и руководители крупных производственных компаний.
Как было отмечено в ходе диалога, эксперты АИРР считают, что Пермский край – это регион с высоким инновационным потенциалом. Конкурентоспособность, в первую очередь, достигается благодаря образовательному и научному потенциалу Западного Урала. В Прикамье, по сравнению с другими регионами, работает большое число успешных научных организаций, есть два сильных вуза, имеющих статус национальных исследовательских университетов. Кроме того, в регионе активно развиваются предприятия, сделавшие ставку на самые современные технологии и выпускающие инновационную продукцию. Например, «Новомет», «ИНКАБ», «Прогноз», «Пермская химическая компания», которая в прошлом году вошла в ТОП–10 национального рейтинга инновационных компаний сразу в трех номинациях. Малые инновационные предприятия Прикамья получают субсидии на рыночное продвижение инновационных разработок.
Кроме того, «Технополис «Новый Звездный» в 2014 году получил по программе инновационных кластеров более 100 млн рублей на развитие проекта. Кластер «Фотоника» включен в перечень особо значимых инвестиционных проектов Приволжского федерального округа и перечень инновационных территориальных кластеров Минэкономразвития России. Как отметил Виктор Басаргин, «по этим двум кластерам много задач стоит с точки зрения развития самого производства, финансовой помощи — по линии Фонда поддержки промышленности». В этом плане поддержка АИРР может оказаться для региона весьма полезной. Иван Федотов заверил, что Ассоциация инновационных регионов России готова использовать свой административный и научный ресурс для поддержки инновационных интересов региона, а также помогать экспертным сопровождением проектов.
Председатель комиссии, спикер Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская рассказала о подходах к совершенствованию Федерального закона №217, который позволяет вузам и НИИ открывать хозяйственные общества, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим научным учреждениям, о создании малых инновационных предприятий при вузах.
– Почему мы сегодня обсуждаем эту тему? – сказала Оксана Козловская. – Дело в том, что 217–ФЗ должен был создать некий «толчок» к появлению большего количества малых инновационных предприятий (МИП), однако с 2012 года процесс идет прямо противоположный. Количество МИП в стране сокращается. Мы хотим посмотреть, что, кроме 217–ФЗ, в федеральном законодательстве требует внесения изменений и совершенствования. Прежде всего, нам надо охватить все регионы, которые входят в АИРР. Важно также понять – есть ли разница в подходах и оценке «узких мест» в законодательстве со стороны бизнеса и научных организаций. Наши исследования подтверждают – да, она существует.
Что касается собственно «узких мест» в действующем законодательстве: конкретные примеры привели в своих выступлениях ученые, ректоры вузов Перми. Так, ректор ПГНИУ Игорь Макарихин отметил в своем выступлении, что одна из ключевых проблем для научных организаций – отсутствие реальной возможности распоряжения долями или акциями в уставном капитале малых инновационных предприятий. Дело в том, что МИП создаются для коммерциализации какого–либо интеллектуального продукта университета. Этот продукт, собственно, и служит вкладом в малое предприятие, которое проходит определенный цикл развития. Однако наступает время, когда вуз должен принять решение: что он делает с конкретным МИП дальше. Если цель достигнута, вуз должен выйти из предприятия, и оно отправляется в дальнейшее рыночное «плавание» самостоятельно. Если же предприятие терпит фиаско, научное учреждение тем более должно его благополучно «прикрыть». Однако Федеральный закон «Об образовании» не позволяет вузам этого делать единолично, поскольку такие действия можно произвести только с согласия всех собственников предприятия.
– В реальной жизни это оказывается практически невозможно, – развел руками ректор университета. – Всегда найдется хотя бы один учредитель или собственник, который по каким–то причинам препятствует желанию вуза двигаться в правильном направлении.
Кроме того, существуют законодательные проблемы со сдачей в аренду недвижимости и имущества университетов своим собственным малым инновационным предприятиям, передачей прав интеллектуальной собственности.
По словам Оксаны Козловской, все мнения и предложения, прозвучавшие на пермском заседании комиссии Совета законодателей по науке и инновационной деятельности, будут обобщены и на их основе появятся поправки в федеральное законодательство.