Участники «круглого стола» получили уникальную возможность подключиться к онлайн–трансляции панельной сессии Всероссийского слета социальных предпринимателей в Московской школе управления «Сколково» и вступить в диалог с представителями социального бизнеса из других субъектов Федерации, экспертами, руководителями российских регионов, министерств и ведомств.
– Главная цель социального предпринимательства – улучшение качества жизни людей, – подчеркивает Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. – За последние годы социальный бизнес заметно окреп и благодаря поддержке государства получил новые стимулы своего развития.
По оценке Галины Кареловой, именно сейчас в регионах создается инфраструктура поддержки, выделяются субсидии на реализацию проектов в области соцпредпринимательства. Окрепла и законодательная база. За последние годы принят ряд новых нормативных актов, в числе которых – федеральный закон, открывающий возможности для получения финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО).
Особо выделила Галина Карелова то, что сегодня очень важно рассмотреть вопросы дальнейшего развития соцпредпринимтаельства в российских регионах, взаимодействия бизнеса и муниципальной власти, внедрения инновационных технологий и социальной практики.
Как показала дальнейшая работа, обмен опытом и межрегиональное сотрудничество – действительно один из важнейших аспектов развития социального предпринимательства, он позволяет планировать и запускать новые проекты, обмениваться технологиями, достигать договоренностей. Важным аспектом «круглого стала» стала и проработка вопросов по реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года – напомним, что Президент Владимир Путин призвал увеличить число предпринимателей вдвое.
Социальное предпринимательство – это новаторская предпринимательская деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем в обществе. И – новый сектор экономики, находящийся на стыке коммерческого и некоммерческого. Критериями такого бизнеса становятся социальное воздействие, предпринимательский подход, инновационность, тиражируемость, самоокупаемость и финансовая устойчивость.
Государство уже в полной мере осознало общественную полезность социального предпринимательства. 30 декабря 2014 года было принято постановление Правительства РФ №1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Одна из целей постановления – определение субъектов финансовой поддержки государства.
– Сейчас все споры о соцпредпринимательстве пролегают между двух полюсов, – говорит модератор «круглого стола» в Перми, региональный представитель фонда «Наше будущее» Ольга Трубина. – С одной стороны – индивидуальное движение души, подвижники, энтузиасты–одиночки, «белые вороны». С другой – бизнес в социальной сфере и создание массового рынка социальных услуг. Кого поддерживать – извечный вопрос.
Так каким же должно быть предприятие? Согласно определению Министерства экономического развития РФ, оно должно отвечать хотя бы одному из двух основных условий: в его штат должно входить не менее половины сотрудников, относящихся к социально незащищенным группам населения, а их зарплата должна составлять не менее четверти общего фонда оплаты труда предприятия.
Предприятие должно предоставлять услуги в таких сферах, как содействие трудоустройству, социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях.
– Наш Пермский край в сфере развития социального предпринимательства – достаточно активный регион. Этому помогает то, что у нас – большое количество некоммерческих организаций, занятых в социальной сфере, есть существенная поддержка со стороны краевых и муниципальных властей, крупных частных предприятий. Но наряду с такой активностью нужно признать, что социальное предпринимательство в нашем крае пока недостаточно эффективно, особенно на местах, в муниципалитетах.
Действительно, от участников «круглого стола» прозвучало немало упреков в адрес ряда муниципальных властей, не уделяющих развитию социального предпринимательства должного внимания.
Но достаточно много нужно сделать и самим социальным предпринимателям. Прежде всего – ликвидировать собственные проблемы в знаниях. Например, сейчас в Прикамье создана и действует рабочая группа по развитию и поддержке социального предпринимательства при Пермской ТПП. Она организована в 2014 году при активном участии вице–президента ПТПП Ольги Данилевич. Эффективное содействие развитию социального предпринимательство оказывают флагманы экономики края, среди которых, например, ООО «ЛУКОЙЛ–Пермь», ООО «Виват–трейд» (Пермь).
Немаловажно и то, что в Прикамье действуют Лаборатория социального предпринимательства и конкурс «Больше, чем покупка!». Цель этого проекта – дать предприятиям социального бизнеса доступ к широким каналам сбыта, предоставить им возможность реализовывать свою продукцию.
– Целью создания и деятельности предприятия социального предпринимательства должно быть решение конкретной социальной проблемы, – отмечает Ольга Трубина. – Доходы оно должно получать, например, от продажи товаров или услуг социальной направленности, от конкретных результатов решения социальной или экологической проблемы. А прибыли социального предприятия должны частично направляться на социальные или экологические цели.