Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ:
— В 2014-2015 годах в металлургии наметился спад, так как спрос на цветные и чёрные металлы снизился. Спад произошёл на 9-12%. По некоторым позициям — намного больше. Например, по никелю — до 45%. Эта же тенденция сохраняется и в этом году. Потенциал экспорта исчерпан. Рынки ограничены. Введены ограничительные меры по доступу на рынки для предприятий, прежде всего, со стороны США и Европы. В этой ситуации наша главная задача — сохранить и развивать отрасль с учётом рисков, минимизировать издержки. Нам нужны конкретные предложения с учётом проектов импортозамещения.
По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, развитие отрасли возможно за счёт появившихся новых направлений по применению легких металлов. Так, на уровне правительства РФ в ближайшее время будет представлена программа по высокой переработке алюминия.
Кроме того, Минпромторгом совместно с «Росстандартом» разрабатывается порядка 185 новых стандартов для металлургической отрасли. Все эти нововведения требуют внесения изменений в «Программу социально-экономического развития России до 2030 года».
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ:
— Отечественный производитель способен производить практически все виды металлоизделий. Доля высоких переделов достигает 76% — в черной и 22% — в цветной металлургии. Это экспортоориентированная отрасль, генерирующая порядка 10% от объема всей валютной выручки страны. Необходимо наладить экспорт высоких переделов, чтобы генерировать маржу и не отдавать её иностранным переработчикам. Кроме предприятий топливно-энергетического комплекса, в других спрос на металлопродукцию в последние годы в России снизился. Сейчас в стране реализуется 10 проектов импортозамещения по черной металлургии и 14 — по цветной. Наши компании эксплуатируют порядка 60 3Д принтеров импортного производства. Создаются собственные технологии. Но необходимо создание консорциумов, подписание специнвестконтрактов.
В ответ на это акционер сталелитейной компании «Северсталь» предложил правительству полностью отказаться от мер господдержки предприятий при создании новых сталелитейных мощностей, либо обязать эти предприятия использовать в своём производстве сталь отечественного производства.
Алексей Мордашов, крупнейший акционер сталелитейной компании «Северсталь»:
— Предлагаем прекратить выделение средств по программам господдержки для создания новых мощностей производства стали, так как расцениваем это как давление на рынок. К тому же, с мерами господдержки расходование средств на этих предприятиях происходит неэффективно.
Также Алексей Мордашов указал на то, что имеющиеся сталелитейные мощности уже избыточны в условиях падения мирового и внутреннего спроса на сталь (в 2016 году падение ожидается на 10%) и указал на то, что произошёл рост протекционистских мер, инициированных правительством других стран, несправедливых к российским производителям. По его словам, на уровне федерации не используются возможности ВТО, и торговые споры часто разрешаются не в пользу российских производителей. К тому же, до сих не ужесточены торгово-защитные меры в отношении импортной металлопродукции, попадающей в нашу страну. Например, через Калининградскую область. По его данным, объём поставок оттуда в последние годы вырос в пять раз при том, что собственного производства в этом регионе нет.
И заявил, что надо требовать от российских поставщиков оборудования использовать только российскую сталь — особенно в тех проектах, где речь идёт о госфинансировании.
Как отметил владелец «Русала» Олег Дерипаска, в 2013 году под руководством Министерства экономического развития РФ была создана рабочая группа, при участии которой была разработана программа по увеличению производства, в рамках которой планируется увеличение числа рабочих мест на отечественных предприятиях на 70 тыс. человек, разработка новых типов кабельной продукции, легких вагонов, новых сплавов и применение их в строительстве. Для того, чтобы все эти планы реализовались в ближайшем будущем, он предложил сократить сроки принятия решений, изменения правил, регламентов. Сегодня на внесение всех этих изменений уходит до трёх лет.