22 декабря 2015 года в конгресс-центре ТПП РФ состоялось заседание Совета руководителей территориальных торгово-промышленных палат под председательством Сергея Катырина. Пермскую ТПП на встрече представлял президент Палаты Марат Биматов.
«Встреча глав ТПП проходит на фоне серьезных экономических вызовов, а также в преддверии очередного съезда ТПП России, который состоится в будущем году. Участники заседания анализируют состояние дел на финише уходящего года и обозначить приоритеты совместной работы на ближайшую перспективу», - отмечают в ТПП РФ.
В конце прошлого месяца состоялось подведение итогов четырехлетнего периода выполнения Национальной предпринимательской инициативы. За это время было принято более 400 нормативно-правовых актов, подавляющее большинство которых прошли оценку регулирующего воздействия. В итоге удалось существенно продвинуться в практических действиях по реализации 14 «дорожных карт» по улучшению делового климата. Все это в совокупности позволило России в рейтинге возможностей для ведения бизнеса со 120-го места в 2011 году подняться на 51-е в настоящее время. Причем вдвое сократились сроки присоединения к энергетической инфраструктуре и втрое – стоимость такого присоединения. В жилищном строительстве утвержден предельный для всех регионов перечень согласований. Сокращен и список документов для декларирования при таможенных процедурах.
В администрации президента и аппарате правительства РФ поддержано предложение бизнес-ассоциаций об обязательном выполнении в течение ближайших лет всего комплекса мер, обозначенных в Национальной предпринимательской инициативе, в том числе принятие около 90 нормативно-правовых актов. Это потребует дальнейшего совершенствования механизма оценки регулирующего воздействия и практики сотрудничества с парламентскими комитетами, министерствами и ведомствами, где сосредоточена подготовка нормативно-правовых актов.
В целях более оперативной организации этой работы формируется Реестр экспертов системы ТПП РФ, позволяющий адресно использовать профессиональные навыки и опыт специалистов. Такой подход доказал свою целесообразность в текущем году, когда были учтены замечания и предложения Палаты при принятии поправок в законы, регулирующие государственно-частное и муниципально-частное партнерство, развитие национальной системы стандартизации, порядок предоставления дополнительных налоговых преференций субъектам малого и среднего бизнеса.
Палатами будет формироваться пакет предложений в правительственную комиссию по административной реформе, которой, в свою очередь, поручено их проанализировать совместно с деловыми объединениями и представить в окончательном варианте президенту России до 1 июля 2016 года.
Надо отметить расширение полномочий системы российской Палаты. Внесенные в Госдуму предложения по изменению и дополнению действующего Закона «О торгово-промышленных палатах» увеличивают полномочия палат с 12 до 28 позиций.
Расширение экономической свободы начинается с создания режима наибольшего благоприятствования для решивших открыть собственное дело людям. И ТПП будет активно заниматься экспертным сопровождением законопроекта о самозанятых гражданах.
Отстаивая необходимость введения новой категории предпринимателей – самозанятых лиц, не использующих наемный труд, – Палата стремится применить опыт многих европейских стран и рассчитывает, что принятие законопроекта о самозанятых гражданах состоится уже на весенней сессии Государственной Думы, так как несогласованным с Минфином остается практически только вопрос о видах деятельности самозанятых работников. Патент будет стоить в пределах 20 тысяч рублей в год, куда войдут и социальные взносы.
В целом палаты наращивают усилия по развитию всех форм и направлений малого и среднего бизнеса. Чему способствует реализация идеи, о которой так долго и так много говорилось в деловом сообществе, а именно – учреждение Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства.
Созданная при ТПП РФ группа по подготовке «дорожной карты», нацеленной на обеспечение выполнения Стратегии развития малого и среднего бизнеса на 15-летний период, будет в максимальной степени опираться на мнения и предложения, поступающие от территориальных палат и самих предпринимателей. Территориальные палаты также ориентированы на активизацию работы по информированию предпринимателей о возможности их подключения к уже действующим программам государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
В текущем году 44 территориальные палаты принимают участие в реализации мероприятий госпрограмм и около половины организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, оказывающих информационно-консультационные услуги, имеют юридически оформленные отношения с палатами. Неоспоримое свидетельство предпринимательской свободы – инвестиционная политика экономических агентов.
Малый и средний бизнес вполне оправданно поднимает вопрос о расширении инструментов поддержки инвестиционной деятельности, в частности лизинга. В первом полугодии объем нового бизнеса на российском рынке лизинга сократился на 30 процентов. Совместная работа с Минпромторгом, Минэкономразвития и Минфином позволяет твердо рассчитывать, что в начале 2016 года эта проблема будет решена и предприниматели смогут получать через Фонд развития промышленности займы на льготный лизинг в размере от 5 до 250 млн рублей по ставке 5 процентов годовых на срок до пяти лет.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года 224-го Федерального закона «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве» территориальные палаты начинают осваивать принципиально новые бизнес-модели.
Являясь одним из соавторов Национальной технологической инициативы, Палата России и территориальные палаты уделяют особое внимание продвижению разработок малых инновационных компаний. Президентом РФ поддержана инициатива делового сообщества по созданию Агентства по технологическому развитию, которое будет оказывать предприятиям помощь в приобретении отечественных и зарубежных патентов и инжиниринговых услуг. ТПП РФ рассчитывает, что Агентство также сможет взять под свою опеку малые инновационные фирмы, действующие на самых передовых участках шестого технологического уклада – производстве композитных материалов, изделий микроэлектроники, новых транспортных средств, продукции на основе био- и нанотехнологий.
Как известно, ключевое значение в создании благоприятного делового климата отводится усовершенствованию налоговой политики, более гибкому использованию стимулов к поощрению предпринимательской деятельности.
Если сосчитать весь объем платежей российских предпринимателей, включая страховые взносы и различные сборы, то окажется, что фискальное бремя на компании в России выше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития. И это ощущают прежде всего производственные предприятия и субъекты малого и среднего предпринимательства, что еще раз подтвердилось в ходе недавно прошедшего в Палате XI Всероссийского налогового форума на тему «Налоговая политика: итоги года и перспективы».
Именно Палата от имени ведущих предпринимательских объединений поставила перед правительством вопрос о секвестре так называемых неналоговых платежей, предложив отменить, заморозить или скорректировать 66 видов таких квазиналогов. Введение такого рода моратория, по данным Минэкономразвития, принесет бизнесу ежегодно солидную экономию. ТПП РФ будет настаивать на ускорении решения обозначенной проблемы.
При этом следует признать, что начинающийся вскоре 2016 год, по всей видимости, не принесет налоговых послаблений основной массе субъектов малого предпринимательства. В новом году их ожидает первая уплата налога на недвижимость, рассчитанного по кадастровой стоимости.
Остается в подвешенном состоянии инициатива с увеличением сразу на 16 процентов налогового бремени для малых компаний, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход. На такую величину планируется увеличить так называемый коэффициент- дефлятор для малого бизнеса, занимающегося мелкой торговлей, общепитом и оказанием бытовых услуг. Получается, что дефлятор будет в 2,5 раза выше, чем уровень планируемой инфляции будущего года. Платить повышенный налог многим малым предприятиям окажется не под силу.
Палата планирует поддержать набирающую в предпринимательском сообществе популярность предложение о разработке и принятии на правительственном уровне «дорожной карты» системного реформирования налоговой системы сроком на 10 лет, куда бы вошли и разделы, касающиеся всех обязательных платежей и сборов. Это позволит уйти от практики беспрерывного изменения налогового законодательства. Только в этом году, например, изменения в Налоговый кодекс РФ вносились 28 раз.
В числе важнейших приоритетов ТПП РФ и территориальных палат было и остается противодействие коррупции. На данный момент почти 2200 предприятий и организаций присоединились к Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
Сегодня, и это было подчеркнуто в послании президента Федеральному Собранию, борьба с коррупцией фокусируется на проблемах госзакупок, применительно к которым еще не удалось устранить пробелы правового характера. Именно они позволяют обходить установленные для госкомпаний и бюджетных организаций нормы закупок продукции и услуг у малого и среднего бизнеса, размещая заказы у аффилированных с чиновниками компаний. В прошлом году почти половина закупок компаний с госучастием была совершена у единственного поставщика, и, судя по экспертным оценкам, в текущем году ситуация вряд ли радикально изменится.
В новом году будет запущена еще одна антикоррупционная процедура – раскрытие информации о контрактах и подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. ТПП РФ настроена на расширение практики создания сети единых центров сопровождения контрактной системы с использованием положительного опыта, полученного от деятельности первых таких центров на базе Пермской палаты и ТПП Краснодарского края.
Специалисты ТПП РФ внесли лепту на всех этапах подготовки законодательных актов, регулирующих порядок образования и функционирования третейских судов. Глава правительства РФ Дмитрий Медведев поддержал обращение Сергея Катырина по поводу возможности правительственной рекомендации российским госкорпорациям и компаниям с госучастием включать во внешнеэкономические контракты арбитражную оговорку в пользу МКАС при ТПП РФ. Предстоит многое сделать по популяризации в деловой среде потенциала медиаторов. За прошлый год было создано 7 новых коллегий посредников, после чего общее число действующих центров медиации при территориальных палатах возросло до 44. При этом в сравнении с прошлым годом количество споров, урегулированных Коллегией посредников при ТПП РФ, уменьшилось чуть ли не в два раза.
Санкции против России и ее бизнеса, введенные вопреки универсальным нормам ВТО, потребовали от Палаты России дополнительных усилий по диверсификации связей с зарубежными партнерскими организациями при сокращении высокой степени интенсивности деловых контактов.
В наступающем году Палата на основе наработанных контактов с Евразийской экономической комиссией планирует выйти на финишную прямую в подготовке Таможенного кодекса ЕАЭС, согласовании порядка действия системы корнетов АТА, принятии единых стандартов.
Предстоит закрепить позиции российского бизнеса, которых удалось добиться благодаря председательству России в 2015 году в форматах ШОС и БРИКС, где президенту ТПП РФ Сергею Катырину были доверены председательские функции в российской части деловых советов обеих этих объединений. Прежде всего ТПП РФ акцентирует внимание на вопросах поиска инвестиционных проектов с их последующей реализацией на многосторонней основе, расширения межрегиональных связей, особенно по линии малых и средних предприятий, координации взаимодействия в выставочно-ярмарочной деятельности, устранения административных барьеров, затрудняющих внешнеэкономическое сотрудничество хозяйствующих субъектов ШОС и БРИКС.