В Минфине, который прорабатывал ранее собственный вариант законопроекта о муниципальных сборах, не смогли в среду вечером оперативно сообщить, как они относятся к инициативе депутатов и в чем их подходы могут различаться. В октябре министр финансов Антон Силуанов говорил РБК: «Сейчас мы готовим с депутатами предложения в законодательство [касающиеся сборов]». Ссылаясь на «разные оценки», он отмечал, что сборы могут принести в бюджеты муниципалитетов от 20 до 30 млрд руб. в год, при этом «федерация ни в коем случае не будет сокращать объемы трансфертов регионам».
Размер сборов адекватным назвать нельзя, уверена эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина, которая даже переспросила у корреспондента РБК, верно ли расслышала сумму. Для малого бизнеса ставки, превышающие 1–2 млн руб. в год – это так много, что проект выглядит неправдоподобным, заметила она. «Парикмахерские и химчистки – это не крупные гиганты, это в лучшем случае средний бизнес. Либо они закроются сразу, либо будут такие цены, что не подступишься, и все равно они закроются», – говорит Суслина.
С бизнесом проект не обсуждался. Бизнес-объединения его категорически не поддерживают. «Мнение у нас прежнее: налоги должны устанавливаться централизованно, не нужно давать возможность для законотворчества на местном уровне», – говорит Марина Зайкова, глава налогового комитета «Деловой России». Чиновники на местах «дальше следующего года ни о чем не думают», в частности, о том, как развивать малый бизнес: «Все будут пытаться как-то выжить, заглушат даже то, что еще толком не выросло», – опасается Зайкова.
Эксперты опасаются, что бизнес не успеет донести свое мнение до чиновников: Госдума принимает законопроект о сборах по ускоренной процедуре. Минуя стадии нулевого и первого чтения, он внесен в виде поправок ко второму чтению другого законопроекта – о налоговом маневре в нефтяной сфере.