Доклад представил Павел Новосёлов, уполномоченный по защите прав предпринимателей. В роли модератора встречи выступил вице-президент Пермской ТПП Вячеслав Белов.
При анализе доклада были отмечены проблемы бизнеса, которые негативно влияют на условия осуществления предпринимательской деятельности. Чтобы решить свои вопросы предприниматели обращались в адрес уполномоченного - всего в 2020 году в адрес бизнес-омбудсмена поступило 1651 обращение, что на 45% больше чем годом ранее. Такой рост в первую очередь связан с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Кроме того, большая часть обращений пришлась на период начала ограничительных мер.
Предпринимателей волновали проблемы различной тематики: 27% обратившегося за помощью жаловались на проблемы с финансовой поддержкой (в т.ч. в связи с распространением COVID-19); в 14% - на несовершенство законодательства (в т.ч. ОКВЭДы); 12% - проверки и административная ответственность; 11% - земля, имущество, аренда; 10% - налоги; 6% - госконтракты; 4% - уголовные дела; 4% - банки; по 2% жалоб пришлось на антимонопольное регулирование, неисполнение решений суда, госуслуги, транспорт, тарифы; по 1% - тарифы, споры субъектов, пенсионные и страховые взносы, рекламные конструкции, подакцизные товары, права интеллектуальной собственности.
Вместе с Пермской ТПП Аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей, чтобы поддержать бизнес в сложившейся непростой ситуации, велась большая работа по формированию предложений об изменении действующего нормативно-правового регулирования, в том числе о мерах государственной поддержки пострадавшего вследствие пандемии бизнеса.
Важной вехой в работе по поддержке предпринимательства региона было изучение вновь принимаемых нормативно-правовых актов в целях выявления положений на предмет формирования дополнительных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности. Эта деятельность велась в тесном сотрудничестве с Юридическим департаментом Пермской ТПП. Так в 2020 году было подготовлено 18 таких заключений с замечаниями и предложениями по корректировке принимаемых НПА.
Одной из существенных проблем для бизнеса стала сфера кадастровой оценки объектов недвижимости. Предприниматели зачастую не согласны с результатами оценки объектов недвижимости, от результатов которой зависит размер налогооблагаемой базы. Ранее, ранее в 2020 году, такие вопросы поступали в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Всего Комиссией было рассмотрено 2093 заявления, в 67% из них кадастровая стоимость была снижена в среднем на 20%. Однако, с 2021 года работа Комиссии прекращена. Сейчас весь функционал передан в ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки ПК». Предприниматели отмечают, что сотрудники не так лояльно относятся к заявлениям, как Комиссия. Процент отказов выше.
Также бизнес беспокоила сфера контрольно-надзорной деятельности. Предприниматели сообщают, что широкое распространение получили мероприятия, направленные на соблюдение предпринимателями требований санитарно-эпидемилогического законодательства и в связи с этим они подвергались ощутимому финансовому наказанию за допущенные нарушения. Бизнес неоднократно указывает, что саниатарное заонодательство сложное для восприятия. В результате в Пермском крае была проведена работа, направленная на перенос вектора краевого Управления Роспотребнадзора в сторону профилактики правонарушений и разъяснения требований законодательства. В том числе Пермской ТПП была проведена серия вебинаров со специалистами Управления. Среди достигнутых результатов - количество привлеченных предпринимателей продолжает снижаться: сумма наложенных штрафов была снижена на 37%, а общее количество постановлений о привлечении к административному наказанию – на 31%.
Еще одна актуальная проблема для бизнеса, особенно в муниципалитетах и сельской местности, связана с маркировкой товаров контрольно-идентификационными знаками и заключается в том, что у бизнеса нередко отсутствуют квалифицированные специалисты, которые могли бы оказать помощь в настройке, наладке этих программ.
Отдельно было отмечено, что за год в Пермском крае на 10,5% снизилось количество субъектов предпринимательской деятельности. При этом юридических лиц стало меньше на 8%, ИП – на 12%.
Сами же предприниматели считают, что экономическая активность на территории Пермского края восстанавливается умеренными темпами, малый и средний бизнес отмечает снижение своих финансовых показателей и ощущает недостаток потребительского спроса в связи с отсутствием роста доходов населения.На мой взгляд, определенную роль в снижении количества субъектов предпринимательской деятельности, конечно, сыграло распространение коронавирусной инфекции и общий спад экономической активности. Но также не стоит забывать, что часть предпринимателей воспользовались новым налоговым режимом и перешли в разряд самознятых, которых у нас на конец прошлого года насчитывалось 22650 человек», - поясняет такую динамику уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае.
В качестве мер поддержки от власти предприниматели ожидают снижения налоговой нагрузки, увеличение доступности финансовых ресурсов, снижение административного давления.
Бизнес-омбудсмен сообщил членам Комитета по защите бизнеса и снижению административного давления при Пермской ТПП, что Аппарат уполномоченного предлагает доработать патентную систему налогообложения в регионе. Как известно, в конце прошлого года на законодательном федеральном уровне появилась возможность увеличивать критерии патентной системы в плане увеличения площади, которые используются предпринимателями для ведения деятельности общепита и торговой деятельности, добавлены новые виды ОКВЭД по деятельности, которая может быть на патенте. По мнению Павла Новоселова эту работу необходимо в Пермском крае продолжать.
Также среди предложений звучала инициатива реализовать в регионе пилотный проект по автоматизации мониторинга за исполнением обязательств по государственным и муниципальным контрактам перед бизнесом. Это даст возможность в режиме реального времени видеть задолженность, как самим распорядителям бюджетных средств, так и контрольно-надзорным органам.
Кроме того было предложено дополнить систему оценки эффективности работы глав муниципальных образований, в рамках утвержденной стратегии развития малого и среднего бизнеса, показателями:
- задолженность по оплате по муниципальным контрактам;
- итоги реализации права выкупа муниципального имущества;
- доля/количество отказов в предоставлении муниципальных услуг.