Обращения в региональный УФАС за 2021-2022 годы касались нескольких товарных групп: пилованную древесину, ПВХ-конструкции и материалы, металлопрокат, газобетонные блоки и щебень. Цены на стройматериалы государством не регулируются и в отличие от других товарных рынков правительство не имеет полномочий на введение предельных цен. Есть только базовые механизмы антимонопольного контроля: контроль за злоупотреблением доминирующим положением (занимают более 50% рынка) и запрет на вступление в антиконкурентные соглашения. Как раз в рамках этой работы проводился сбор информации в 2021-2022 годах. Были проведены опросы крупнейших потребителей строительных материалов, производителей, поставщиков, которые осуществляют деятельность на территории Пермского края, чтобы понять ситуацию на отдельных товарных рынках.
Древесина
В Пермском крае 251 компания занимается деятельностью по распиловке и строганию древесины. И УФАС по Пермскому краю установило признаки злоупотребления доминирующим положением у одного крупного производителя. Рост цен они в незначительной степени объяснили изменением стоимости сырья и материалов, а ключевым драйвером роста назвали увеличение рентабельности с 15 до 51%. Динамику они объяснили взрывным ростом спроса, ограничением предложений, что привело к тому, что спрос превысил предложение. Производители мебели готовы были платить больше, лишь бы получить гарантию поставок. Однако, рынок ДСП является межрегиональным, большинство продукции компания реализует через торговый дом. Цены были повышены во всех регионах присутствия, поэтому информацию переслали в ФАС РФ, так как межрегиональные рынки находятся в их компетенции.
Материалы для строительства
Так же было установлено значительное повышение закупочных цен на ПВХ-конструкции и материалы, в основном это линолеум и пластиковые трубы. Производством пластмассовых изделий в регионе занимается 44 компаний, в том числе 2 с выручкой более 800 млн рублей. Рост цен они обусловили увеличением цен на используемые материалы и предоставили подтверждающие документы. Соответственно нарушений со стороны местных компаний зафиксировано не было.
Ведомство получило заявления от физических лиц о подорожании в 2021 году газобетонных блоков, которые применяются при индивидуальном жилищном строительстве. УФАС проводит проверку, анализирует поступившую информацию от производителей и продавцов. Пока решение не принято. Еще есть обращение по стоимости щебня, по которому отправлены обращения пользователям карьеров из Пермского края. Срок принятие решения – 15 мая.
Металл
Особенно остро стоит вопрос по росту цен на металлопрокат. УФАС было рассмотрено 30 заявлений. На территории Пермского края производителей металлопродукции не зарегистрировано, поэтому заявления были направлены по подведомственным управлениям в Екатеринбурге, Саратовской, Ростовской, Челябинской областям, Москве и другим.
На заседании Совета Пермской ТПП Александр Плаксин подробно рассказал о мерах, которые принимаются на федеральном уровне по стабилизации и снижению цен. Проводится системная работа по отвязке стоимости металла на внутреннем рынке от котировок на лондонской бирже металлов. Достигнута договоренность с крупнейшими производителями о заключении новых контрактов с дистрибьютерами. 13 апреля Минпромторг России опубликовал список аккредитованных дистрибьютеров, торговых домов и металлосервисных предприятий, которые ограничат наценку при продаже продукции. В списке на данный момент порядка 100 организаций, наценка у них составит от 7 до 12% в зависимости от размера добавочной стоимости, которая формируется у дистрибьютера. Он может дополняться. Список опубликован на сайте Минпромторга России. Он также будет направлен в ФАС для контроля за ценами для конечных потребителей металлопродукции. Из цепочки дистрибьютер – потребитель убрали большое количество посредников. Также в Российской Федерации ограничен экспорт лома в недружественные страны – это практически 90% экспорта.
«Будем следить как эти договоренности будут выполняться. ФАС полностью подключена к этой работе. Будем проверять товаропроводящую цепочку по обращению, в том числе от пермских предприятий, - отметил руководитель УФАС по Пермскому краю. – Это к вопросу о том, что могут сделать предприятия Пермского края для недопущения завышения цен. И мы будем проверять поставщиков на торговые наценки, собирать информацию и направлять в ФАС».
Мнение бизнеса
Среди членов Совета достаточно много производственных компаний, поэтому они активно обсуждали ситуацию. Так было отмечено, что производители металла считают внутренний рынок премиальным, поэтому устанавливают цены, исходя из экспортной стоимости. Поэтому большие надежды на стабилизацию цен возлагают на изменение подходов в связи с ограничением вывода товара за рубеж.
Озабоченность вызывает у членов Совета формирующихся избыток «пиловочника», который заготавливают преимущественно в небольших населенных пунктах края, где есть сложности с доведением информации до местных предпринимателей. В этом случае Пермская ТПП рекомендует представителю Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи в городе Перми провести серию информационных встреч с муниципалитетами по популяризации биржевых торгов лесоматериалами. Пермский край на протяжении нескольких лет занимает лидирующие позиции в России по торговле этими товарами. А близость представителя биржи к бизнесу края позволит получать консультационную поддержку по использованию этого инструмента. Предложено отнести вопрос популяризации биржевых торгов к нефинансовым региональным мерам поддержки бизнеса.
Также президент Пермской ТПП анонсировал направление обращения в УФАС по Пермскому краю коллективного обращения от членов комитета по строительству Палаты относительно цен на газобетон. Помимо этого, рекомендовано направлять в адрес ведомства и индивидуальные обращения от имени компаний Пермского края.
Меры поддержки бизнеса
Напомним, что одной из нефинансовых мер поддержки бизнеса, принятых на федеральном уровне, стал мораторий на плановые и внеплановые проверки. Тем не менее у ФАС остались полномочия по контролю за процедурами закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Внеплановые проверки могут был проведены сотрудниками антимонопольного ведомства по поручению Президента России, главы Правительства или по требованию прокуратуры. Управление намерено реализовывать свои полномочия в рамках сбора и анализа информации по запросам. Также 27 февраля 2022 года вступил в силу новый федеральный закон №11-ФЗ, который поднял пороги антимонопольного иммунитета с 400 млн рублей в два раза. То есть не может быть признано доминирующим предприятие с выручкой до 800 млн рублей, а это категория малого и среднего бизнеса.