В январе по поручению Президента РФ В.В. Путина Торгово-промышленная палата РФ методом опроса провела мониторинг эффективности налоговых льгот. На основе выделенных барьеров эксперты системы ТПП сформировали перечень рекомендаций по развитию системы льгот для бизнеса в стране.
В опросе приняли участие территориальные Палаты и их члены более чем из 25 регионов России. Было выявлено, что многие предприниматели не пользуются какими-либо налоговыми льготами и преференциями, установленными налоговым законодательством.
Представители предпринимательского сообщества выделили следующие барьеры и сложности: достаточно строгие критерии отбора инвесторов для применения инвестиционных налоговых льгот; сложные административные процедуры при получении специального статуса или заключения соглашения; регулярные изменения в налоговой системе, что не позволяет осуществлять долгосрочное планирование; опасение проведения налоговых проверок всего бизнеса в рамках проверки обоснованности применения льгот.
Как отмечает президент Пермской ТПП Олег Жданов: «Любая льготная финансовая поддержка завязана на обязательства возврата средств либо достижения каких-либо результатов. И здесь бюджет абсолютно справедливо не может просто раздавать деньги – это было бы неправильно. Он должен получать в ответ какой-то адекватный результат. Поэтому те, кто ведет бизнес ответственно, также ответственно относится к тому, а надо ли брать какой-то дополнительный кредит, идти за помощью к государству, если за нее надо будет отвечать. Бюджетные деньги требуют к себе особого внимания. Поэтому не думаю, что это самый главный инструмент. Иногда он важен, но не всегда. Второй момент: власть делает целевые ограничители, выделяя сектора экономики, которые поощряются в развитии, а какие-то считают самодостаточными».
Предприниматели из ряда субъектов РФ также отметили низкую эффективность местных льгот, поскольку воспользоваться ими, как правило, могут только отдельные организации, которые соответствуют критериям по видам деятельности и объему капитала. Кроме того, при вводе льгот на региональном уровне, может нарушится конкурентная среда в соседствующих регионах, что также приведет к искусственному перемещению основных фондов в регионы с более льготным режимом. «Да, я согласен с тем, что есть ещё аспект межрегиональной конкуренции, и крупные холдинги, представленные в нескольких территориях, будут выбирать тот или иной регион с учетом мер поддержки», - отмечает Олег Жданов.
По целому ряду налоговых льгот и преференций невозможно оценить их эффективность в связи с отсутствием в статистической и налоговой отчетности сумм выпадающих доходов из бюджетной системы РФ. Также невозможно оценить эффект от предоставления права на ускоренное списание стоимости амортизируемого имущества. С точки зрения обеспечения контроля за подобными льготами, следует рассматривать вопрос о замене ускоренного списания капитальных затрат инвестиционными налоговыми вычетами.
Для более точной и взвешенной оценки эффективности налоговых льгот система ТПП РФ предлагает разработать и согласовать методику их оценки по следующим критериям: увеличение налоговых поступлений, сокращение встречных финансовых потоков, рост средней заработной платы и количества создаваемых рабочих мест, улучшение условий труда, динамика и объем капитальных вложений, капитализация основных фондов, себестоимость проданных товаров, работ, услуг, валовая прибыль, рентабельность.
Эксперты ТПП РФ предложили Правительству РФ меры налогового стимулирования бизнеса, среди которых обозначили:
-
стимулирование субъектов для введения региональной инвестиционной льготы по налогу на прибыль в форме уменьшения суммы уплачиваемого налога на модернизацию и реконструкцию имеющихся основных фондов;
-
освобождение от налога на имущество основные средства, находящиеся на консервации и реконструкции;
-
исключение положения о временном характере налогового вычета при исчислении транспортного налога на суммы, уплаченные по системе «Платон»;
-
установление налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и по упрощенной системе налогообложения при реализации имущества должника при процедуре банкротства;
-
введение пониженной ставки по налогу на имущество при вводе в эксплуатацию нового промышленного оборудования по отдельным параметрам;
-
установление налоговых льгот для предпринимателей, производящих и приобретающих импортозамещающую продукцию, например, установив льготную ставку НДС.
-
решение на федеральном уровне вопроса о налоговых льготах по налогу на имущество в отношении объектов выставочной и конгрессной деятельности;
-
сделать возможной подачу заявления о налоговых льготах через личный кабинет налогоплательщика.
«ЕНВД – это налог умирающий. Мы знаем, что по всей стране он все равно будет отменен. С одной стороны, Пермскому краю можно было бы потерпеть и пойти вместе со всеми, а с другой – те компенсирующие механизмы, о которых мы говорили, по сути приняты, - отмечает Олег Жданов. - Патентная система налогообложения была «донастроена», бОльшая дифференциация была введена для тех, кто пойдет на патент. По самозанятым тоже Пермский край попал в перечень пилотных регионов, и это тоже дает возможность перейти на другой налоговый режим. Сложней для тех, кто будет работать на упрощенной системе. Я бы считал, что пока больше всего тревожит рост кадастровой стоимости. В соседних субъектах есть ставки и 0,5%, и 0,6%, и 1,1%, и наша ставка в 1,6% не является большим достижением. Она не предельная, но и не самая низкая. Причем мы сравнивали с «соседями»: Удмуртией, Свердловской и Челябинской областями. Совокупная налоговая нагрузка складывается из кадастровой стоимости и ставки налогообложения, одно умножается на другое. Это «произведение» должно быть ограничено объемами инфляции. А у нас этого не происходит. У нас растет кадастровая стоимость на 50% или в некоторых случаях в 2-3 раза. Ну и что, что налоговая ставка сохранилась на прежнем уровне 1,6? Совокупная налоговая нагрузка-то возросла. И она будет компенсирована или ценами, или сокращением бизнеса, что и происходит. И тенденция, когда налоги платятся не с полученного дохода, а с потенциального результата, это очень сложные налоги».