Объем государственного оборонного заказа в 2017 году по заявлениям ответственных лиц Министерства обороны составит более 1,4 трлн рублей. А исполнение госпрограммы вооружений на период до 2020 года обойдется в сумму около 20 трлн рублей. Такие цифры, разумеется, интересны для российского бизнеса, но стать участником исполнения гособоронзаказа (ГОЗ) совсем не просто.
О проблемах ГОЗ, путях их решения и перспективах работы в этой сфере говорили участники двухдневного совещания-семинара, который состоялся в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. В нем приняли участие представители госорганов и предприятий, исполняющих гособоронзаказ.
Как отметил, открывая эту встречу, директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ Игорь Коротин, при помощи ведущих экспертов из контролирующих органов, уполномоченных банков и независимых аудиторов им предстоит получить ответ на ряд вопросов, связанных с практическим применением законодательства в сфере ГОЗ. Есть необходимость дальнейшего развития сложных форматов встреч, направленных с одной стороны на обсуждение действующих норм законодательства, с другой стороны – на развитие компетенций участников мероприятия для решения сложных задач, поставленных руководством страны перед исполнителями гособоронзаказа.
Совместно с Центром развития компетенций, который на семинаре представляла директор по консалтингу Елена Ордынская, федеральная Торгово-промышленная палата разрабатывает целую серию таких совещательно-образовательных мероприятий. Они должны охватить самые актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса и смежных областей.
Собственно говоря, по такой схеме был организован и проходящий семинар. Только в первый день на нем выступили два представителя Федеральной антимонопольной службы, представитель Министерства обороны, Федерального казначейства. Причем, наряду с разъяснением общей позиции органов власти, они достаточно подробно отвечали и на конкретные вопросы участников встречи.
В сфере ГОЗ много специфических проблем. По сути взаимоотношения между заказчиком и производителем определяются в госконтракте. За соблюдением его условий следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Как отметил начальник юридического управления в сфере государственного оборонного заказа ФАС России Игорь Башлаков-Николаев, контроль осуществляется по срокам, комплектности и качеству, определенным в этом документе. Чаще всего нарушения допускаются в части сроков проведения работ. Именно за это в прошлом году к ответственности было привлечено около тысячи должностных лиц.
В самом термине «гособоронзаказ» присутствует указание на то, что здесь интересы государства распространяются в первую очередь на военную сферу. Это накладывает определенные ограничения, связанные с необходимостью соблюдения режима секретности, в том числе и на контролирующие органы. Поэтому, например, соблюдение выполнения контрактов, подразумевающих закрытую информацию, возложено на центральный аппарат ФАС и 6 ее территориальных органов. А в остальных случаях действует общий принцип, и контроль по госконтрактам осуществляют все территориальные органы ФАС.
Существуют здесь и особые правила для производителей, занимающих доминирующее положение на рынке. Хозяйствующий субъект в этом случае не может отказаться от заключения контракта, если у него нет обоснованных экономических или технологических причин для такого отказа. Штраф за это нарушение для юридических лиц может составлять от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Надо заметить, что идет постоянное ужесточение ответственности в сфере ГОЗ. Среди законодательных новелл прошлого года – введение повода к возбуждению дела об административном правонарушении за необоснованное превышение цены госконтракта. Есть и специфическая мера, направленная на малые предприятия, занятые выполнением ГОЗ: к ним не применяется замена штрафа на предупреждение. Но что касается эффективности этой меры, то тут есть много вопросов. Потому что, по словам И. Башлакова-Николаева, одной из проблем, которую нужно решать, как раз и стала недостаточная эффективность механизма включения предприятий малого бизнеса в производственную кооперацию в рамках ГОЗ. То есть, наказание придумали, а наказывать, в общем-то, пока некого.
О позиции заказчика рассказал собравшимся советник департамента аудита государственных контрактов Министерства обороны Александр Бахал. Он также ответил на целый ряд вопросов участников семинара по конкретным ситуациям, в первую очередь по ценообразованию.
Свой подход к этой теме изложила заместитель начальника контрольно-ревизионного управления в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности, судебной системы и оборонного комплекса Федерального казначейства Лариса Некрасова. Она полагает, что единое формирование цен – труднодостижимая цель. Слишком много нюансов включает этот процесс. И как затраты каждого производителя индивидуальны, так и цена произведенной продукции будет отличаться.
Одна из участниц семинара справедливо заметила, что государство у нас одно, а вот ведомств много. И для того, чтобы бизнес понимал, чего от него хотят, было бы неплохо, если бы все они занимали единую позицию. «Именно для этого мы здесь и собрались», - поддержала ее Ордынская.
------------
К июлю 2017 года должна быть готова государственная программа развития вооружений (ГВП) на период 2018-2025 годов. В нее, по предварительным данным, будет перенесена часть расходов по ГВП-2020.