Мастер-класс с названием «Развитие регионов через развитие бизнеса» состоится на предстоящем в сентябре Международном инвестиционном форуме «Сочи». В России предпринимательская активность по ряду причин остается все еще на достаточно низком уровне. Малый и средний бизнес, интернет-стартапы, высокотехнологичные и инновационные проекты нуждаются в поддержке, в том числе и на муниципальном уровне. О российском и зарубежном опыте, о лучших практиках стимулирования предпринимательской активности как ресурсе развития регионов рассказывает директор департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина:
- По данным Глобального мониторинга предпринимательства (проводит исследовательская группа Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета), только 2% россиян желают начать заниматься бизнесом.
При этом занятость экономически активного населения России в малом и среднем предпринимательстве составляет не более 25%, в то время как в Бразилии этот показатель составляет 50%, а в Германии и Мексике доходит до 65%.
Вклад нашего малого бизнеса в российский ВВП до сих пор находится на невысоком уровне (21%) по сравнению с развивающимися (в Бразилии это около 40%) и тем более развитыми странами (в Германии, Норвегии, Италии – 65–80%). При этом зарубежные государства используют различные меры, направленные на поддержку малого бизнеса, и сопоставление механизмов господдержки позволяет отобрать опыт, который можно успешно использовать в России.
К примеру, в Польше и Канаде обучение предпринимательству является обязательным для школ и вузов, а в ряде стран предпринимательские навыки закладываются еще в начальной школе. В этой связи целесообразно ввести уроки предпринимательства в школах и бизнес-курсы в вузах вне зависимости от направленности факультета (технической или гуманитарной).
Администрирование бизнеса — проблема, которая в значительной степени решена во многих странах за счет создания так называемого «одного окна». Именно таким образом Франции и Казахстану удалось добиться существенного снижения издержек бизнеса, связанных с отчетностью. Наша страна пока не может похвастаться наличием «одного окна» для всех форм отчетности. Она по-прежнему сдается в различные органы власти, более того, во многих случаях дублируется. Поэтому введение аналогичного государственного сервиса является крайне актуальным для России, поскольку объем отчетности компаний из года в год увеличивается.
Еще одно направление господдержки — менторская поддержка (т.е. наставничество опытного состоявшегося предпринимателя или эксперта по отношению к начинающему или менее опытному предпринимателю, предполагающее передачу навыков, знаний и опыта) и бизнес-консультирование.
Именно с их помощью в зарубежных странах создают условия, которые влияют на желание граждан заниматься предпринимательством. Например, в Австралии профильный интернет-портал обеспечивает начинающим предпринимателям доступ к менторской поддержке и бизнес-консультированию в различных регионах, формирует уверенность простых граждан в возможности начать свое дело и стать успешным предпринимателем.
Необходимо отметить, что правильное выстраивание отношений стартапа и ментора является основой успеха компании, способствует сокращению сроков развития проекта, а также позволяет избежать типичных ошибок, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели.
Во многих странах мира существует институт уполномоченного по малому бизнесу — структура, которая выполняет функции по стимулированию предпринимательства, а не только по его защите. Так, в Австралии работает специализированный государственный орган, задачей которого является защита интересов и помощь субъектам малого бизнеса. При этом его компетенция и задачи отличаются от существующего в России института уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Акцент в работе данной госструктуры сделан не на защите прав конкретных предпринимателей, а на выработке государственной политики в отношении малого бизнеса и представлении его интересов в госведомствах.
В России также необходим орган власти, который будет вырабатывать политику в обласВВти развития малого и среднего предпринимательства, координировать различные госпрограммы и представлять интересы малого бизнеса в других властных структурах.
Некоторые страны реализуют политику поддержки предпринимательской активности среди тех слоев граждан, которые при прочих равных условиях менее склонны к созданию своего бизнеса в силу различных причин. Прежде всего речь идет о женщинах. Во многих государствах существуют специальные программы поддержки женского предпринимательства. Представительницы прекрасного пола участвуют в специализированных конкурсах на получение грантов, субсидий на уплату процентов по кредитам, предоставление гарантий. Таким образом, все основные меры стимулирования предпринимательства, принимаемые государством, целенаправленно применяются в отношении отдельной социальной группы.
В российском бизнесе женщины возглавляют более 40% компаний. В то же время большая часть этих предприятий относится к микро- и малому бизнесу. Целенаправленная господдержка поможет вырасти в бизнесе и тем женщинам, которые уже создали свое дело, и тем, которые только задумываются об этом.