Тема законотворчества в интересах российского бизнеса стала основной на встрече предпринимателей, актива и членов Торгово-промышленной палаты России с руководством и депутатами Государственной Думы РФ. Президент ТПП РФ Сергей Катырин обозначил основные законодательные инициативы Палаты, которые реализуются в соответствии с законотворческим планом ТПП РФ на 2014 год и Концепцией по совершенствованию законодательства Российской Федерации на период 2014–2016 годов.
Законотворческая деятельность в российской Палате, территориальных, региональных торгово-промышленных палатах занимает особое место. Показательны цифры: за 2013 год ТПП РФ подготовила и направила в органы государственной власти 15 «собственных» проектов законов, инициировала в профильные комитеты Госдумы пакеты поправок по 23 ключевым для бизнеса проектам законов, направила в органы власти 97 правовых заключений. Кроме того, по новым правилам оценки регулирующего воздействия теперь и поправки к правительственным проектам законов проходят в рамках второго чтения такую процедуру. ТПП РФ активно участвует в этой работе, занимая лидирующее место среди крупнейших объединений предпринимателей.
Сотрудничество Палаты и Госдумы складывается в конструктивном ключе – ряд депутатов возглавляют профильные комитеты Палаты, эксперты Палаты входят практически во все экспертные советы и рабочие группы Государственной Думы.
В период осенней сессии 2013 года Государственной Думой был принят ряд значимых законов. Так, к примеру, в декабре 2013 года Госдума приняла законы «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», о страховых взносах (закон сохраняет на период до 2016 года базовый тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков в размере 30%), поправки в антимонопольное законодательство в части исключения уведомительного контроля ряда сделок и др.
Среди приоритетов в законотворческой деятельности ТПП РФ на 2014 год и ближайшую перспективу следует выделить вопросы законодательного обеспечения промышленной политики. Была проведена большая работа в этом направлении, результатом которой стало внесение в Госдуму проекта федерального закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации».
Кроме того, в конце января текущего года в законотворческий план правительства РФ на 2014 год был дополнительно включен проект закона «О промышленной политике в Российской Федерации». И уже в начале февраля Минпромторгом России была представлена первая версия законопроекта, подготовленная с учетом предложений федеральных и региональных органов власти, представителей бизнеса и экспертного сообщества. В проекте учтены многие предложения ТПП РФ. Так, в понятие «промышленная инфраструктура» включены объекты транспортной инфраструктуры, необходимые для осуществления промышленной деятельности. В проекте закона теперь урегулированы вопросы заключения специальных инвестиционных контрактов, в соответствии с которыми инвестор принимает на себя обязательства по развитию производства промышленной продукции в Российской Федерации. По предложению Палаты в проект закона включены положения о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к индустриальным паркам и промышленным кластерам в целях применения к ним мер поддержки за счет средств региональных бюджетов.
Планируется, что проект закона будет внесен в Государственную Думу до июня 2014 года и у депутатского корпуса, Палаты и бизнеса будет возможность обсудить и доработать его в процессе рассмотрения в парламенте.
Вопросы развития третейского судопроизводства также находятся в центре внимания ТПП РФ.
При ТПП РФ действуют авторитетные международные арбитражи: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК), которые на протяжении более чем 80 лет успешно конкурируют с известными международными арбитражными центрами и по своему значению являются национальным достоянием России, а также Третейский суд для разрешения экономических споров (один из крупнейших третейских судов в стране) и Спортивный арбитраж. В системе ТПП образовано более 100 третейских судов, многие из которых стали центрами третейского разбирательства в России.
В октябре 2013 года на рабочей встрече с президентом В.В. Путиным мною были доложены предложения Палаты по совершенствованию законодательства о третейском судопроизводстве. Данные предложения были поддержаны, а их суть сводится к следующему:
– сохранить два самостоятельных закона, регулирующих в России третейское разбирательство («О третейских судах в РФ» и «О международном коммерческом арбитраже»);
– сохранить действующий статус Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ, закрепленный в приложениях 1 и 2 к закону «О международном коммерческом арбитраже»;
– оставить за торгово-промышленными палатами право самостоятельно образовывать постоянно действующие третейские суды.
Сейчас Минюстом РФ подготовлен ряд законопроектов: «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, в том числе в закон «О международном коммерческом арбитраже».
Ряд наших предложений в законопроектах учтен, концептуально ТПП РФ поддерживает их, однако остаются существенные замечания.
- Учитывая положительный опыт применения закона «О третейских судах в РФ», Палатой предлагается сохранить в законопроектах полностью оправдавшие себя на практике нормы действующего закона.
- В законопроектах неоправданно предусмотрена передача функций президента ТПП РФ в области содействия международному коммерческому арбитражу государственным судам. По мнению Палаты, эти функции целесообразно сохранить за президентом ТПП РФ в отношении международных коммерческих арбитражей, которые проводятся на территории России. Эти функции определены законом «О международном коммерческом арбитраже», Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 года, типовым законом ЮНСИТРАЛ и успешно выполняются президентом ТПП РФ на протяжении более 20 лет.
- В законопроектах не урегулированы вопросы назначения арбитров в судах «ad hoc». В отношении юридических лиц, предлагающих на постоянной основе назначение арбитров в судах «ad hoc», ТПП РФ считает необходимым установить требования, аналогичные требованиям законопроекта к постоянно действующим арбитражным учреждениям как в части организационно-правовой формы юридического лица, так и в части получения разрешения администрировать соответствующие споры в Межведомственном экспертном совете при Минюсте РФ. В противном случае третейские суды «ad hoc» окажутся выведенными из-под законодательного регулирования в России.
ТПП России активно участвует в развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а также в разработке соответствующих нормативных правовых актов. При непосредственном участии Палаты была разработана Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. До конца текущего года планируется завершить разработку проекта федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».
Палатой в 2013 году совместно с Росалкогольрегулированием были выработаны предложения по совершенствованию законодательства об обороте алкогольной продукции и о рекламе при проведении выставочных мероприятий. Предложения направлены на изменения положений закона № 171-ФЗ о регулировании алкогольного рынка в части отмены требования о наличии лицензии для хранения алкогольной продукции, предназначенной для использования в качестве образцов на специализированных выставках алкогольной продукции (специализированных разделах межотраслевых выставок пищевой промышленности). Кроме того, в законе № 38-ФЗ о рекламе предлагается предусмотреть возможность проведения дегустаций в выставочных павильонах при проведении специализированных выставок (в настоящее время дегустация спиртных напитков должна проводиться только в дегустационных залах при стационарных торговых объектах).
Эти предложения направлены в профильный комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству для возможного их учета при доработке ко второму чтению проекта федерального закона № 443660-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Во всем мире все большее значение придается государственно-частному партнерству – особой форме взаимодействия государства и бизнеса. Мы поддерживаем принятие Государственной Думой в первом чтении правительственного проекта федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
Вместе с тем проект закрепляет исключительно конкурсную процедуру отбора проектов ГЧП. Тем самым ущемляются права тех частных инвесторов, которые уже выполнили работы в отношении объекта ГЧП и должны иметь преимущественное право на реализацию такого проекта. Можно было бы предусмотреть две процедуры отбора проектов ГЧП, в зависимости от того, кто инициировал такой проект – орган государственной власти или частный инвестор. Если проект ГЧП инициировал орган государственной власти (подготовил концепцию, техническое задание), то осуществляется конкурсный отбор частных инвесторов на реализацию такого проекта. В случае, когда проект ГЧП подготовлен частным инвестором, проект проходит процедуру отбора на соответствие установленным критериям.
Кроме того, в законопроекте необходимо дополнительно прописать все формы соглашений, принятые в мировой практике.
Заслуживает особого внимания законопроект (№ 449127-6), в соответствии с которым предлагается расширить сферу применения концессионных механизмов и создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе.
В частности, проект этого закона предполагает расширение перечня обязательных условий концессионного соглашения, в том числе путем включения в него объема валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения. Также концессионеру предоставляется преимущественное право выкупа объекта концессионного соглашения после окончания срока его действия, порядок реализации которого должен быть определен правительством РФ. Кроме того, предусмотрена возможность заключения концессионного соглашения по инициативе частного инвестора. Поддерживая концептуально направленность законопроекта, Палата считает необходимым урегулировать непосредственно в законе о концессионных соглашениях порядок реализации концессионером преимущественного права выкупа объекта концессионного соглашения, а также увеличить с 30 до 60 дней срок приема заявок об участии в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
Сейчас активно обсуждается проект федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», инициированный правительством РФ. Следует отметить, что торгово-промышленные палаты, как экспертные организации, активно привлекаются судами к проведению экспертиз. ТПП России внесла в Государственную Думу предложения по поправкам, которые предусматривают право торгово-промышленных палат заниматься судебно-экспертной деятельностью, если это закреплено в их уставах. Для этого Палатой статью 13 законопроекта предложено дополнить поправкой, предоставляющей право торгово-промышленным палатам Российской Федерации осуществлять данный вид деятельности в соответствии с их учредительными документами.
В настоящее время бизнес оказывает целый спектр услуг по экспертизе в различных сферах (товароведческие, судебные, строительные, экологические экспертизы и т. д.). При этом на законодательном уровне вопросы организации и деятельности этих «экспертных учреждений» урегулированы достаточно фрагментарно ввиду отсутствуя комплексного подхода к их решению.
По нашему мнению, назрела необходимость разработки отдельного федерального закона о независимой экспертной деятельности, который позволит поднять статус экспертов и экспертизы в целом на качественно новый уровень и решить многие вопросы, возникающие в процессе осуществления экспертной деятельности.
В частности, в законе можно было бы раскрыть понятие и определить правовой статус независимой экспертной деятельности, ее цели и задачи, порядок допуска к осуществлению такой деятельности, проведение работ по стандартизации экспертной деятельности, порядок аккредитации, функционирования, организации всех экспертиз независимо от их видов, а также ответственность субъектов независимой экспертной деятельности и особенности саморегулирования в этой сфере, обеспечение системности, достоверности и проверяемости результатов при производстве независимой экспертизы.
Одним из приоритетных вопросов развития являются налоговое стимулирование регионов и деофшоризация российской экономики. С 1 января 2014 года введены «налоговые каникулы» для инвестиционных проектов, реализуемых на территории Дальнего Востока и Сибири; сейчас разработан новый правительственный проект о создании и функционировании территорий опережающего социально-экономического развития, которые будут созданы в Сибири и на Дальнем Востоке. На таких территориях предполагается введение института «резидентства» для бизнеса, который получит фактически на разрешительных началах доступ к различным, в т. ч. налоговым, преференциям.
Особый налоговый статус существовал с 1994 по 2007 год по договору о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром. Республика оставляла в своем бюджете часть собранных федеральных налогов (акцизы, НДС). Такое решение можно было бы принять сейчас и для Крыма.
В конце 2013 года ТПП России провела анкетирование бизнеса по вопросу причин использования офшоров. Главной причиной использования офшоров компании назвали высокий уровень защиты собственности в офшорных юрисдикциях, а не оптимизацию налоговых платежей. В этой связи в РФ в рамках деофшоризации следует принимать законодательные меры по усилению защиты собственности: рассмотреть в окончательной редакции поправки о юридических лицах в ГК РФ, принять законодательство о проектном финансировании, рассмотреть возможность принятия отдельного закона о холдингах. Также следует усилить борьбу с коррупцией, активнее противодействовать рейдерским захватам, обеспечивать более высокий уровень конфиденциальности владения бизнесом в РФ и др.
Если говорить о налоговых мерах по деофшоризации экономики, то с учетом позиции президента РФ В.В. Путина по данному вопросу они должны решать следующий минимальный перечень задач:
– предотвратить перенос налоговой базы российскими компаниями в страны с более льготной системой налогообложения (это не только офшоры, но и престижные европейские юрисдикции, которые предоставляют льготы для отдельных видов хозяйственных операций);
– меры по деофшоризации не должны снижать инвестиционную привлекательность экономики, а также не требовать значительных расходов на администрирование.
В 2013 году впервые Основные направления налоговой политики до 2016 года были вынесены на публичные слушания в Государственную Думу. Сейчас обсуждается версия Основных направлений до 2017 года, ТПП РФ подготовила позицию бизнеса и направила ее в Комитет Госдумы по бюджету и налогам для возможного использования в работе.
Следует продолжить доработку ко второму чтению президентского проекта закона о праве следственных органов возбуждать дела по налоговым преступлениям. С участием депутатов Госдумы данный проект закона обсуждался в ноябре 2013 года на 9 Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ и по итогам сформирован пакет предложений от бизнеса. Если обозначить позицию ТПП РФ коротко, то уголовные дела по налоговым преступлениям должны возбуждаться только при наличии заключений налогового органа.