Выступивший с основным докладом директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра группы VI (Видео Интернэшнл) Сергей ВЕСЕЛОВ отметил, что в минувшем году рекламный рынок в целом вырос на 10%, что является очень хорошим показателем. К примеру, рекламный рынок Западной Европы снизился в 2013 году на 1%, в то время как рынки Восточной Европы выросли на 6%, Латинской Америки – на 8%. В мировом рейтинге по показателю прироста Россия оказалась на 11-м месте в мире и на 4-м месте в Европе.
Однако, несмотря на хорошие показатели роста, особенно радоваться не следует. Минувший год показал наиболее низкую динамику роста с 2000 года. Ведь еще в 2012 году он показывал прирост на 13%, а в 2011 году – на 20%. При этом если брать показатели в долларовом выражении, то в 2013 году был достигнут предкризисный уровень 2008 года.
Серьезные изменения произошли среди сегментов рекламного рынка. Так, на 10% упали рекламные доходы прессы. Рекламные доходы телевидения выросли на 9%, радио – на 13%. Лидирующие показатели – у Интернета. Расходы на рекламу в Сети выросли в прошлом году на 27%. В этом сегменте лидером стала контекстная реклама – рост на 34%.
Однако если оценивать динамику рекламного рынка по кварталам, то станет заметна тенденция спада. При этом в наибольшей степени сократились доходы от рекламы 50 ведущих брендов. При этом эксперты обращают внимание, что понижение позиций крупнейших рекламодателей отразило проседание потребительского рынка. Поэтому неравномерность роста рекламного рынка в течение года стала одним из индикаторов общих тенденций в экономике страны.
Касательно будущего – есть две точки зрения. Приверженцы наиболее оптимистичной утверждают, что в 2014 году показатели будут на уровне 2013 года. Другие же, среди которых большинство российских экспертов, ожидают, что прирост не превысит 3-4%.
При этом расчеты не учитывают инфляцию. Если же попытаться представить, каковы будут последствия недавних событий вокруг Крыма, то самые пессимистичные сценарии станут оптимистичными.
В ответ на реплики участников заседания ВЕСЕЛОВ отметил, что в ходе анализа не выделялись причины. Участники заседания указали, что негативное воздействие на рынок рекламы оказал запрет на рекламу алкоголя и табака, а также недавние поправки, касающиеся рекламы лекарственных средств. В целом же рынок развивается позитивно, но пока непонятно, что будет происходить на нем в текущем году.
С выводами ВЕСЕЛОВА согласился председатель Комитета по предпринимательству в сфере рекламы Сергей ПИСКАРЕВ, который подчеркнул, что «инфляция и экономический рост не позволяют ожидать позитивного развития».
Темами выступлений других участников мероприятия стали региональные изменения в регулировании наружной рекламы. Эксперты отметили факторы, которые оказали самое серьезное воздействие на локальные рынки рекламы в минувшем году.
Во-первых, это законодательные ограничения на рекламу ряда товарных групп. Речь идет о законах, запрещающих рекламу алкогольных напитков, табачных изделий, а также медицинских препаратов, из-за которых с рынка ушли крупные рекламодатели.
Второй фактор – это изменения в рекламной политике крупных компаний, главным образом розничных, которые централизуют рекламные расходы, лишая свои региональные представительства рекламных бюджетов. В-третьих, в сфере наружной рекламы происходит монополизация, так как на городских торгах крупные лоты получают крупные рекламные фирмы, что лишает доходов малые и средние рекламные компании.
Сергей ПИСКАРЕВ обратил внимание присутствовавших на тот факт, что 90% заказов на рынке наружной рекламы размещают крупные компании. Поэтому они всегда стремятся, чтобы их реализовывали тоже крупные компании. Малым компаниям среди средних не место. В то же время он признал, что в сфере рекламы ситуация в регионах хуже, чем в столице и в целом по стране.