Массовый исход индивидуальных предпринимателей из бизнеса на какое-то время привлек всеобщее внимание к проблемам этой категории самозанятого населения. По единогласному заявлению экспертов, каплей, переполнившей чашу терпения сотен тысяч наиболее экономически активных россиян, стало практически двукратное увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд. Однако эта проблема не отменила другие препятствия, которые затрудняют развитие российского бизнеса.
Дискуссия вокруг страховых взносов ясно показала, что в правительстве по этому вопросу нет единого мнения. Подтверждением этому стал тот факт, что предложения об изменении порядка и размера выплат внесла на обсуждение нижней палаты Федерального Собрания группа депутатов из проправительственной «Единой России» без одобрения части профильных министерств.
Сложившаяся ситуация, если взглянуть на нее шире, лишний раз доказывает, что признавая стратегическую важность бизнеса для развития страны, власть до сих пор не научилась делать правильные тактические шаги. Ведь даже данные о численности тех, кто реально занимается малым бизнесом, в Минфине и Минэкономразвития разнятся на 17 млн человек. Понятно, что в конце концов проблеме страховых взносов приемлемое решение будет найдено. И возможно, часть из тех предпринимателей, кто сегодня принял решение уйти из бизнеса, захочет вернуться к своему делу. Их обязательно надо поддержать. В том числе и финансово.
Об этом шла речь и в Торгово-промышленной палате России на презентации национального отчета глобального мониторинга предпринимательства (GEM). Президент Российского микрофинансового центра Михаил МАМУТА считает, что для нас равноценны и те, кто только начинает бизнес, и те, кто в этот бизнес входит во второй раз. Если удастся людям вернуть веру в то, что государство готово сделать серьезный шаг им навстречу, то общий уровень компетенции в малом бизнесе вырастет за счет повторного прихода людей с большим опытом. Как говорится, за одного битого двух небитых дают.
И понятно, что на тех, кто захочет вернуться в бизнес, должны в полной мере распространяться меры финансовой поддержки. К сожалению, в России по сравнению с другими развитыми странами очень низкий уровень накопления. Особенно он низок в сельской местности, в малых городах. Поэтому когда встает вопрос о начале нового бизнеса, если даже есть желание, то, как в известном тосте, – «не имеется возможности». А для того, чтобы два эти условия совпали, необходим инструментарий, который поможет желающему начать свое дело, привлечь необходимый объем финансовых средств.
Одна возможность – это гранты. Другая возможность – это микрофинансирование, если взглянуть на него с точки зрения поддержки начинающих предпринимателей. Минэкономразвития уже реализует программы развития микрофинансирования для начинающих предпринимателей. Появляются новые интересные инструменты, в частности, на днях в Москве был официально запущен фонд финансирования второго уровня, который является более высоким инфраструктурным образованием. Он не будет напрямую давать средства предпринимателю, но он будет фондировать микрофинансовые организации и стимулировать их к выдаче льготных займов тем категориям предпринимателей, которые в Москве нужны в первую очередь. Обещают, что уровень кредитной ставки будет начинаться с 13% годовых.
Вопрос ставки тоже очень важен. Мы вошли в ВТО, и наш бизнес все острее ощущает тот факт, что зарубежные предприниматели кредитуются под куда более низкий процент. А сегодня малый бизнес в России получает кредиты в среднем под 16–17%. И конечно, при такой несопоставимости ставок открытие границ, в первую очередь в сфере услуг, торговли и в других секторах, где малый бизнес присутствует по определению, – это серьезный вызов.
В таких условиях необходимо предпринять быстрые и эффективные меры, направленные на снижение процентной ставки для малого бизнеса, а без инструментов господдержки эти меры нереализуемы.
Правда, отдельными инструментами проблему не решить. Необходима непрерывная цепочка финансового обеспечения для растущего бизнеса. Чтобы, начав с гранта, затем, получив микрокредит, имея затем возможность получить нормальный банковский кредит, после этого выпустить финансовые инструменты, такие как облигации, выйти, наконец, на фондовый рынок через IPO или другие инструменты. Понятно, что это будет уже не малый бизнес. Но вряд ли индивидуальный предприниматель откажется стать владельцем более крупного дела.
Пока у нас нет единого подхода, существуют отдельные направления поддержки, отдельные механизмы, которые развиваются. И формирование такого единого подхода обеспечения доступности различных финансовых инструментов для малого бизнеса, с учетом его потребностей на всех уровнях роста, – это тоже очень важная задача.
Собственно говоря, идея поддержки тех, кто решил вернуться в бизнес, находит свое отражение на правительственном уровне. Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья ЛАРИОНОВА подчеркивает, что в министерстве выступают против включения репрессивного механизма, когда предприниматель разорился после того, как получил поддержку по министерской программе. « Мне кажется, действительно надо дать сигнал предпринимателям, что провал – это не окончательно. Это будущий успех в бизнесе», – считает Наталья Ларионова.