Однако есть широкий круг теоретических и эмпирических исследований, убедительно доказывающих, что состоящие в бизнес-ассоциациях экономические агенты, с одной стороны, лучше адаптируются к условиям рыночной экономики, а с другой – их коллективные действия в определенной степени заменяют политическую конкуренцию и защищают права собственности, а также интересы представителей малого и среднего бизнеса.
В Торгово-промышленной палате уверены, что новое понимание места и роли предпринимательских ассоциаций в нашей стране и посткризисном мире должно найти отражение в дискуссии о корректировке экономического курса России, которая развернулась после выступления 13 января 2014 года на заседании «Меркурий-клуба» академика Евгения Примакова.
В связи с этим уместно выделить следующие приоритеты.
Первое. Несмотря на то, что за четырьмя крупнейшими общефедеральными предпринимательскими объединениями – ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА России» – фактически закрепились полномочия ведущих консультационных площадок, обеспечивающих представительство интересов всех категорий предпринимательства, в реальности согласование позиций бизнеса и власти происходит без должной системности, зачастую – в откровенно «ручном режиме». До сих пор и на федеральном уровне, и особенно в регионах сохраняются подходы, когда значительная часть проектов экономических нормативно-правовых актов, относящихся в первую очередь к налоговой сфере, готовится в лучшем случае при формальном участии представителей делового сообщества без серьезной оценки последствий принимаемых решений. Как следствие – появляются законы, не улучшающие, а ухудшающие экономическую обстановку и деловую среду. Такие примеры у всех, что называется, на слуху.
Очевидно, следует подумать об усовершенствовании механизма оценки регулирующего воздействия нормотворчества на предпринимательскую деятельность. По-видимому, следует в законодательном порядке четко прописать саму процедуру разрешения конфликтных ситуаций, когда какое-нибудь спорное положение встречает активное отторжение со стороны бизнес-сообщества. Основываясь на опыте ряда зарубежных стран, имеет смысл предусмотреть принятие специального регламента в части образования и работы согласительных комиссий, состоящих из членов профильных комитетов Госдумы, Совета Федерации, представителей соответствующих ведомств и бизнес-ассоциаций. Разве такая мера не лежит в русле решения важной задачи, о которой было заявлено при подведении итогов работы Госдумы шестого созыва? Тогда речь шла о том, чтобы в 2014 году совершить качественный переход к новому уровню законотворческой политики.
Второе. Принятые за последний год шаги федеральной власти и новые инициативы различных депутатских групп, прежде всего Общероссийского народного фронта, создают предпосылки для налаживания эффективного гражданского контроля за осуществлением государственных программ экономической и социальной политики. Опросы по линии ТПП РФ свидетельствуют, что от 55 до 75% предпринимателей готовы участвовать в контроле закупочной деятельности в государственных структурах и компаниях с госучастием, а также в процессе формирования цен и тарифов в естественных монополиях.
Мы считаем, что в итоговой версии закона об общественном контроле необходимо отдельной строкой зафиксировать полномочия в этом деле предпринимательских ассоциаций. Важно еще раз вернуться к порядку рассмотрения инициатив граждан, собравших 100 тысяч подписей в Интернете. Все такого рода инициативы, имеющие экономическую подоплеку, обязаны, на наш взгляд, пройти экспертизу предпринимательских объединений до того, как их внесут в повестку работы законодательного органа. Нужно пересмотреть порядок формирования общественных советов при федеральных и региональных органах управления. Предпринимательским союзам и ассоциациям следует предоставить право напрямую делегировать своих представителей в такие советы, действующие при ведомствах экономического и социального блоков.
Третье. С начала нынешнего, 2014 года, как мы знаем, в нашей стране действует новый порядок государственных и муниципальных закупок. Учитывая, что вступивший в силу закон о федеральной контрактной системе носит рамочный характер, ключевое значение при его реализации отводится процедурам, которые определяются подзаконными актами. При этом, на наш взгляд, должно быть уделено особое внимание анализу пробелов, выявившихся в ходе выполнения принятых за последние полтора года на правительственном уровне мер по повышению прозрачности госзаказа. Ведь как бы нам ни хотелось этого делать, но мы все же вынуждены согласиться с недавним выводом Счетной палаты России, констатировавшей, что «большинство особо крупных государственных контрактов стоимостью свыше 1 млрд рублей заключаются и реализуются в серой зоне правоприменительной практики и закупочных технологий».
Палата разделяет озабоченность значительной части экспертного сообщества, указывающей, что федеральная контрактная система открывает новые возможности для честной конкуренции и вместе с тем не дает гарантий от появления новых лазеек, которые быстро оккупируют недобросовестные бизнесмены, поднаторевшие на коммерческом подкупе и коррупционных схемах. Одна из таких лазеек – предквалификационный отбор поставщиков. Сегодня в этой сфере безраздельно доминируют госзаказчики, тогда как мнение и доводы предпринимательских ассоциаций, как правило, игнорируются.
Не содержат каких-либо разъяснений на этот счет и опубликованные в ноябре прошлого года методические рекомендации Минэкономразвития, нацеленные на облегчение доступа малых и средних предприятий к госзаказу. Эта категория предпринимателей недвусмысленно связывает с участием палат и отраслевых бизнес-ассоциаций в предквалификационном отборе свои надежды относительно того, что новые требования закона о 15%-ной квоте малого и среднего бизнеса в выполнении госзаказа будут соблюдаться строго и неукоснительно, а доступ к госзаказу получат действительно достойные, а не аффилированные с заказчиками фирмы. Так почему бы не ввести правило, когда уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей имел бы возможность по ходатайству предпринимательских ассоциаций приостанавливать проведение конкурсов и аукционов, организаторы которых не соблюдают норму, установленную законодателем в части малых и средних компаний?
Четвертое. Как известно, важное место в деятельности ТПП РФ, как и других предпринимательских объединений, наряду с представлением интересов бизнеса и выполнением социокультурной миссии, занимает оказание широкого спектра услуг хозяйствующим субъектам. Наша Палата неоднократно высказывала свою позицию по поводу целесообразности передачи определенной части компетенций государственных структур на уровень предпринимательских ассоциаций. Нельзя не видеть, что процесс саморегулирования предпринимательской деятельности в том виде, в котором он развивался на протяжении последних 15 лет, исчерпал свои возможности, и об этом откровенно говорили многие участники состоявшейся месяц назад в ТПП РФ первой международной конференции «Практическое саморегулирование».
В частности, предприниматели жаловались, что в некоторых саморегулируемых организациях произошла селекция членов на «своих» и «чужаков». Как следствие – по отношению к «своим» допускаются всевозможные поблажки, зато к «чужакам» применяются необоснованно жесткие меры дисциплинарного и финансового воздействия.
Надо откровенно признать, что введение принципов саморегулирования не привело к повышению качества работы в тех сферах, где в этом была первоочередная необходимость, например, в оценочной деятельности. Сейчас государственные и коммерческие организации, столкнувшиеся с этой проблемой, вынуждены прибегать к «двойной» услуге, когда заключение оценочной компании направляется на повторное рассмотрение в национальные советы саморегулируемых организаций.
Возникает вопрос: а не будет ли лучше, если удостоверение экспертов-специалистов возложить на независимые структуры в лице ведущих предпринимательских объединений? Во всяком случае, ТПП РФ и большинство территориальных палат располагают необходимым опытом и штатом профессионалов, способных давать объективные заключения по самым сложным объектам, требующим оценки.
Сегодня в деловом сообществе предлагается принятие комплекса правовых и организационных мер, способных вернуть доверие государства и общества к саморегулируемым организациям. Кроме того, многие указывают, что пришло время ставить вопрос о модернизации закона, регулирующего деятельность торгово-промышленных палат.