Представители бизнес-ассоциаций часто получают лишь формальный доступ к обсуждению законопроектов, мнение их зачастую не учитывается, и в результате появляются законы, только ухудшающие инвестиционный и деловой климат, тормозящие развитие российской экономики. Необходимо улучшить механизм оценки регулирующего воздействия, а для этого, по мнению Александра РЫБАКОВА, следует четко прописать саму процедуру разрешения конфликтных ситуаций, когда бизнес активно сопротивляется принятию тех или иных законопроектов. Вице-президент ТПП РФ считает, что, опираясь на зарубежный опыт, возможно, стоит принять специальный регламент об образовании и работе особых согласительных комиссий. В них могли бы входить члены профильных комитетов Госдумы ФС РФ, Совета Федерации, соответствующих ведомств и, конечно, деловых ассоциаций.
Еще одна важная роль бизнес-ассоциаций, ставшая особенно заметной в последний год и несущая в себе большой потенциал, – возможность наладить более эффективный гражданский контроль за осуществлением экономических госпрограмм. Опросы по линии ТПП РФ свидетельствуют, что от 55 до 75%предпринимателей готовы участвовать в контроле госзакупок, а также в процессе формирования цен и тарифов в естественных монополиях. По мнению Александра РЫБАКОВА, в законе об общественном контроле необходимо специально зафиксировать полномочия предпринимательских ассоциаций. Важно еще раз вернуться к порядку рассмотрения инициатив граждан, собравших 100 тысяч подписей в Интернете. Все подобные инициативы, имеющие экономическую подоплеку, должны пройти экспертизу предпринимательских объединений до того, как их внесут в повестку работы законодательного органа, уверен он.
С 2014 года в России действует новый порядок государственных и муниципальных закупок. Предполагается, что 15% госзаказа должно достаться малым и средним предприятиям. Александр РЫБАКОВ привел данные Счетной палаты РФ: большинство особо крупных государственных контрактов стоимостью свыше 1 млрд рублей являются «серыми». Контрактная система открывает новые возможности для честной конкуренции, но вместе с тем не дает гарантий от появления новых лазеек. Малый и средний бизнес сегодня связывает надежды о справедливом выполнении требований относительно 15-процентной квоты с деятельностью торгово-промышленных палат и отраслевых бизнес-ассоциаций. Целесообразно ввести правило, которое позволит уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по ходатайству предпринимательских ассоциаций приостанавливать проведение конкурсов и аукционов, организаторы которых не соблюдают эту норму, отмечает Александр РЫБАКОВ.
Он также напомнил, что ТПП РФ неоднократно высказывалась за передачу определенной части государственных компетенций предпринимательским ассоциациям. Процесс саморегулирования предпринимательской деятельности в том виде, в котором он развивался на протяжении последних 15 лет, исчерпал свои возможности. Введение принципов СРО во многом не оправдало ожиданий и не привело к повышению качества работы во многих сферах, например в оценочной деятельности. Здесь на помощь государству также могут прийти бизнес-ассоциации, уверен Александр РЫБАКОВ.