В Москве стартовал инфраструктурный конгресс «Российская неделя государственно-частного партнерства (ГЧП)». Мероприятие, одним из соорганизаторов которого выступает Торгово-промышленная палата России, продлится до 20 марта.
Надо отметить особую важность обсуждаемой темы. Текущая финансово-экономическая ситуация не обходит государственно-частное партнерство стороной. Например, возникают проблемы с финансированием проектов. Но это временная ситуация, и она дает лишний повод задуматься о готовности регионов к реализации проектов ГЧП, о региональных компетенциях в части подготовки таких сложных проектов. К сожалению, пока отсутствует единое понимание механизмов реализации ГЧП-проектов. Это характерно как для региональных предпринимателей, так и для органов власти.
Понятно, что организация проекта ГЧП – процесс подготовки и проведения публичной процедуры для выбора частного партнера и заключения с ним контракта, определяющего деятельность, права и обязанности сторон по достижению целей проекта ГЧП, – это трудоемкая задача, связанная с необходимостью оформить отношения между администрацией и бизнесом. И при ее решении достаточно часто возникают проблемы.
Опыт ТПП РФ по взаимодействию с администрациями выявил ряд недостатков, препятствующих организации ГЧП на региональном и муниципальном уровне. К ним можно отнести отсутствие качественно подготовленных проектов, недостаточную квалификацию кадров, отсутствие на местах координации в деятельности министерств и ведомств и другие.
Для преодоления перечисленных проблем, по мнению экспертов торгово-промышленных палат, в составе администрации целесообразно создание специальных органов по подготовке, запуску и управлению проектами ГЧП (региональных центров ГЧП). Конкретная работа региональных центров ГЧП должна состоять в отборе проектов, реализуемых на условиях ГЧП, оценке эффективности проектов с точки зрения потребностей регионального развития, представлении проектов на утверждение региональными властями, подготовке конкурсов, утверждении контрактной и иной документации, а также создании условий для финансового закрытия сделок в рамках проектов, мониторинга реализации проектов и регулировании условий контрактов.
Хороший пример – создание в сентябре 2014 года в С.-Петербурге Центра исследований государственно-частного партнерства. Он создан при активной поддержке Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга и уже сейчас включает в дополнительные образовательные программы курсы по необходимым для ГЧП дисциплинам, среди которых научные исследования по актуальным проблемам ГЧП в различных сферах, разработка и развитие программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, публикация научных материалов.
Как свидетельствует практика, создание такого рода центров крайне необходимо для полноценного развития ГЧП в Российской Федерации в целом. И торгово-промышленные палаты заинтересованы в развитии механизмов государственно-частного партнерства – об этом свидетельствуют результаты проведенного в феврале 2015 года анкетирования «Роль территориальных торгово-промышленных палат в совершенствовании механизмов ГЧП».
При этом больше всего нареканий вызывает отсутствие необходимой компетенции государства и бизнеса в вопросах развития ГЧП. Чаще всего палаты, в частности Южно-Уральская ТПП, указывают на необходимость принятия федерального закона, регулирующего ГЧП, а также на отдельные проблемы регионального законодательства. Пермская ТПП предложила проводить на уровне экспертов мониторинг внедрения ГЧП-стандарта на территории субъектов РФ, включая целесообразность реализации инфраструктурных проектов с применением ГЧП, объективность конкурсной документации такого рода проектов.
С учетом того, что финансовая ситуация в 2015 году будет непростая, нужно уделить больше внимания развитию рынка ГЧП. В первую очередь – повышению компетенций в сфере ГЧП и обучению государственных заказчиков – представителей региональных администраций. Например, в транспортной сфере вышло соответствующее поручение президента РФ о необходимости обеспечения подготовки квалифицированных кадров для реализации проектов государственно-частного партнерства.
Одной из главных задач государства на данном этапе является помощь в обмене опытом в проведении проектов государственно-частного партнерства между регионами, заимствовании проработанного законодательства, лучших практик, перенос реализованных успешных проектов в регионы с невысоким уровнем развития.
На региональном уровне нужно вести работу по обучению кадров для реализации ГЧП-проектов, создавать информационно-аналитические центры, проводить отбор частных партнеров. Возможности системы торгово-промышленных палат позволяют эту работу вести эффективно и на высоком экспертном уровне.
С тезисами выступления Президента ТПП РФ Сергея Катырина на открытии конгресса «Российская неделя государственно-частного партнерства (ГЧП)» можно ознакомиться здесь.
Напомним, при Комитете по развитию бизнеса Пермской торгово-промышленной палаты действуют информационно-дискуссионная площадка «Государственно-частное партнерство (ГЧП)» и рабочая группа по по развитию ГЧП. Руководит данной деятельностью Юрий Мерзлов, директор Операционного офиса «Прикамский» Приволжского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК», доцент кафедры менеджмента ПГНИУ. Заявки на вступление в рабочую группу принимаются по телефону (342) 235-78-48.