Несмотря на то, что со времени распада СССР прошло более двух десятилетий, проблема контроля над иммиграцией в Россию только обостряется. Об этом говорилось на недавнем заседании «Меркурий-клуба» при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Выступивших можно было условно поделить на две категории. Первые видели в иммигрантах угрозу, другие – возможность. Одни считали, что надо ужесточать меры контроля, другие – обеспечивать соблюдение прав иммигрантов и оказывать им помощь в адаптации.
Мы взяли короткие интервью у некоторых участников заседания. Александр Ципко, известный политолог, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН, доктор философских наук, не видит угрозы в миграции как таковой, но считает, что она должна регулироваться правоохранительными органами.
– Александр Сергеевич, миграция в Россию началась практически сразу после распада СССР. Прошло уже два десятилетия, но до сих пор не найдено решения этой проблемы. Почему?
– Миграция была неизбежна, ведь распалось единое государство. Строго говоря, таджики, киргизы, казахи и другие народы бывшего СССР – это наши соотечественники. На протяжении столетий мы жили рядом. Их отцы и деды воевали с Германией, во время войны Ташкент спас сотни тысяч людей, которые приехали в эвакуацию. Поэтому в любой цивилизованной стране к ним не относились бы как к людям второго сорта. Непонятно, откуда в отношении них возник этот русский этнический национализм.
Отчасти проблема миграции связана с распадом СССР. Но есть и другие причины. Во-первых, вымерла русская деревня, просто спилась. Попробуйте проехать от Твери до Талдома: это пустыня! 35 млн гектаров пахотной земли у нас заросло. Сейчас во многом обвиняют реформаторов, но это – грехи Советского Союза, копившиеся еще со времен коллективизации. Ведь в СССР 25% национального бюджета формировалось за счет продажи спиртных напитков. Забыли об этом?
Проблемы, о которых говорят, – это не проблемы мигрантов, это проблемы нашей правовой культуры, неумения жить по закону. Ведь будь все по закону, мигранты приносили бы пользу бюджету, помогали бы развивать экономику.
Относительно недавние события, в частности в Бирюлеве, показали, что межэтнические конфликты чаще всего связаны с работой наших правоохранительных органов. Понятно, что в условиях коррупции нелегальная иммиграция срастается с правоохранителями. Поэтому, налаживая миграционный режим, надо бороться с коррупцией.
А в самой миграции ничего страшного нет. Без мигрантов мы просто погибнем. Другое дело – ее надо ввести в правовые рамки.
– Мигрантов приглашают и развитые страны, например Канада. Но там существует реестр специальностей, для носителей которых действует более благоприятный режим.
– Это – другая проблема. У Канады не было больших колоний. Наши трудности сродни британским. Но вы посмотрите, как легко получают британское подданство выходцы из Индии, Пакистана, других стран британского содружества. Ведь еще недавно все они были подданными британского монарха.
И наши иммигранты тоже недавно имели гражданство СССР. Поэтому нельзя относиться к ним пренебрежительно, как к гражданам второго сорта. И еще вот что важно: надо не допустить, чтобы иммигранты жили обособленно, чтобы создавались национальные гетто. С этим надо бороться, это действительно опасно. Но это – проблема организации нашей жизни. Поэтому остро нужны меры легализации иммигрантов. И вообще, надо ввести процесс иммиграции в нормативное русло.
Попытки ввести стихийные процессы иммиграции в организованное русло предпринимаются на региональном уровне. В частности, в Краснодарском крае местная торгово-промышленная палата создала центр трудовой миграции, который мог бы начать целенаправленный подбор специалистов для края из среды приехавших из других стран. Однако дело не пошло. Об этом говорил председатель Торгово-промышленной палаты Краснодарского края Юрий Ткаченко.
– Юрий Николаевич, чем вызвана неудача в создании центров трудовой миграции?
– Для того чтобы работали наши центры, нужно понимание Федеральной миграционной службы. Они уже знают о наших центрах, но до сих пор мы с ними не договорились о мерах, которые они должны предпринять у себя, и о полномочиях, которые они должны передать торгово-промышленным палатам. Нужно, чтобы с нами считались официальные структуры. Это – основа. Как только это состоится в рамках соглашения, которое уже подписано между ТПП РФ и ФМС, мы сможем двигаться дальше.
Сегодня мы ставим вопрос так: надо не просто кого-то привозить. Мы рассматриваем потребности работодателей, чтобы они могли заниматься в том числе и модернизацией, и инновационными процессами. А для этого нужны квалифицированные кадры: токари, слесари, инженеры и т. д. Надо приглашать специалистов в соответствии с потребностями работодателей.
Это достаточно серьезные потребности. У нас в Краснодарском крае работают порядка 150 тысяч иммигрантов. Много строится жилья, поэтому нужно много рабочих рук.
Очень важным вопрос легализации миграционных потоков считает депутат Госдумы, заместитель председателя Госдумы, руководитель фракции «Единой России» Владимир Васильев.
– Владимир Абдуалиевич, как бы Вы оценили поднятые проблемы?
– Сегодня был поднят очень важный вопрос, и о правоохранительных органах говорилось, скажем так, не очень хорошо. На самом деле большой проблемой является само общение с иммигрантами, а также регулирование этого потока.
На сегодняшней встрече выявились разные позиции, хотя далеко не все смогли высказаться. Мы услышали разные точки зрения, и я думаю, что это может быть самое главное.
Меня беспокоит, что развитие миграции идет таким спорадическим способом, когда миграционные потоки используются бизнесом как дешевый труд, который дает максимальную прибыль. При этом люди находятся в очень сложных условиях, их эксплуатируют.
Понятно, что это зло, и с ним надо бороться. Но уже выстроена система, которая анализирует ситуацию. Сегодня мы имеем базу нарушителей. Мы имеем законную возможность налагать штраф до миллиона рублей на работодателя, который нарушает миграционное законодательство. Наконец, мы имеем практику выдворения и недопуска до границы нарушителей, которые уже себя проявили. Все это – шаг вперед.
Правда, есть издержки. Сегодня, к сожалению, система МВД воспринимается большей частью населения как ответственная за тот самый криминальный интернационал, который орудует чаще всего на рынках. Я, безусловно, буду говорить об этом с руководством министерства.