Накануне в Госдуму России внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, дающие муниципалитетам право вводить региональные сборы с предпринимателей. Владельцы прачечных, парикмахерских и даже платных туалетов (всего более 20 видов услуг), начиная с 2015 года будут вынуждены платить от 6 до 600 тысяч рублей раз в квартал. Кроме того, муниципалитеты смогут изменять ставку: уменьшать вплоть до нуля или увеличивать до 10 раз. К примеру, сбор для малого бизнеса с базовой ставкой в 600 тыс. рублей может составить максимально 6 млн рублей в квартал, а для рестораторов и торговцев с помещениями большой площади и более.
Заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев (КПРФ) считает, что данные поправки внесены в ГД с нарушением регламента. «Решение об этом принимается без общественного обсуждения, кулуарно, втихую, что антиконституционно», – отмечает и депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Андрей Крутов. Минэкономразвития также не знакомо с предложениями депутатов, об этом заявила помощник министра Елена Лашкина, отметив, что введение новых сборов на ранее не облагаемую деятельность способно вызвать снижение предпринимательской активности.
Фактически это введение нового налога на малый и средний бизнес. Данные поправки коснутся 2/3 из 18 млн россиян, работающих в малом бизнесе, считают эксперты. Ведущие бизнес-объединения страны намерены обратиться в правительство и к депутатам с категорическим протестом, отметив, что подобные инициативы могут разрушить бизнес миллионам предпринимателей, а также подрывают доверие бизнеса к власти и способствуют социальному напряжению в обществе. Оценку непростой ситуации дает директор Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина:
- Уже настораживает то, что эти поправки идут почему-то к законопроекту «О налоговом маневре». Абсурдность ситуации еще и в том, что это маневр в нефтяной сфере. Всем понятно, что это высокодоходная отрасль, а 22 вида предпринимательской деятельности, указанные в поправках, никак не вписываются в данный формат. Эксперты ТПП РФ проводят консультации со всеми профильными фракциями ГД. Пока вся информация носит обрывочный характер. Но отмечу, что такие инициативы ничего, кроме как чувство шока у предпринимателей, вызвать не способны.
На сегодняшний день эксперты Палаты провели опрос по 12 территориальным палатам и попросили предпринимателей направить нам свои оперативные расчеты. Информация такова: например, предприниматель из Кировской области торгует бытовой техникой: нагрузка на квадратный метр возрастет на 200-400% с 50 метров – он будет платить 1 млн 200 тысяч рублей в год. Сразу скажу, что такие суммы не сопоставимы с доходностью. Не стоит забывать, что вся валовая наценка розничной сети – это примерно 20%.
Предприятие в Рязанской области. Транспортная компания с парком в 22 единицы. Ежеквартальные доходы – 6 млн 400 тысяч рублей, для региона это серьезные деньги. Для такого предприятия сумма муниципального сбора составит 6 млн 600 тысяч рублей. Каждому эксперту понятно, что предлагаемые ставки находятся за пределами рентабельности. Они не сопоставимы с доходностью бизнеса. Ставки очень высокие и необоснованные, и здесь сложно что-либо комментировать.
Выделю главное. В очередной раз подобные инициативы не были вынесены на обсуждение с бизнес-объединениями. Хотя это базовые вещи нашего взаимодействия с властью. Если власть инициирует те или иные законопроекты, в частности, в области фискальной и налоговой нагрузки, важно это выносить на публичные обсуждения и с бизнес-сообществом, и с экспертами. Обычная практика такова, что мы совместно с властью просчитываем, как отразятся на отечественных предпринимателях те или иные налоговые маневры. Базовые принципы налоговой политики – налоги должны быть разумными и обоснованными.
Второе. Совсем недавно, мы отработали целый блок к докладу бизнес-омбудсмена президенту РФ. Напомню, что в нем поднимался вопрос о стабильности и неизменности налоговой нагрузки на пять лет. Сегодня, когда разворачивается кризис, важно создать условия выживаемости для предпринимателей, особенно в регионах.
Необходимо думать о том, как сохранить бизнес, сохранить рабочие места. Для страны сегодня как никогда важно упрочить позиции самозанятого населения, дать почувствовать поддержку со стороны государства, а не вводить обратные меры, вследствие которых бизнес начнет закрываться. Ведь успешно реализованы инициативы по упрощению вхождения в бизнес. И в итоге – вот такие перечеркивающие все предыдущие усилия контрпродуктивные шаги, которые делаются в одностороннем порядке.
Важно отметить, что налоговая политика – это приоритет федерального уровня. Здесь важно не менять подходы. Если мы говорим о получении муниципалитетами больших полномочий и о дополнительном приросте налоговых поступлений, то стоит посмотреть на рост по секторам, по отрасли, по компаниям. И уже из этого проводить прирост муниципальных сборов, отсюда формировать дополнительное финансирование. Данная схема продуктивна и логична, она не наносит урон предпринимательству.
А в новых инициативах речь идет о введении прямого муниципального сбора с бизнеса. Эксперты ТПП РФ считают, что подобного рода односторонняя инициатива нарушает все процедуры, не демократична ни по форме, ни по содержанию, что сегодня таким образом искажается вся политика государства, которая направлена на оказание содействия бизнесу, а это наиболее актуально.
Если рассматривать самые близкие для общества экономические отрасли – торговлю и бытовое обслуживание, – то уже можно говорить, что на фоне введения санкций идет рост цен. Это каждый почувствовал на себе. У предпринимателя в сфере торговли доходность формируется от наценки, но ее нельзя повышать до бесконечности, итогом станет прекращение деятельности как нерентабельной.
Возьмем высокодоходный крупный бизнес. Увеличив наценку в два раза, мы вновь получаем удар по конечному потребителю. Нелогичность подобных инициатив и внесения таких поправок очевидна. Только бизнес отстоял невведение налога с продаж, как тут же идет новая атака на предпринимательство. И никто не говорит о снижении издержек государства, корректировке заработных плат монополий, в том числе и с государственным участием. Ни для кого не секрет, какие зарплаты у топ-менеджеров этих компаний. Но эта тема остается вне зоны депутатских инициатив.
Позицию ТПП РФ можно определить следующим образом: предлагаемые поправки контрпродуктивны. Их необходимо внимательно изучить и вынести на широкое обсуждение. Пока предприниматели просто отказываются верить в то, что такие инициативы возможны. ТПП РФ будет контролировать ситуацию, отстаивать свою позицию и убеждать руководство страны в необдуманности такого шага.
Ранее по данной теме: