Открывая слушания, первый заместитель председателя Госдумы России Иван Мельников отметил, что законопроект должен задать вектор реформ в управлении промышленностью и определить механизмы проведения индустриализации страны. Вместе с тем он призвал не питать иллюзий, что законы такого уровня и масштаба могут решить одновременно все накопившиеся в отраслях экономики проблемы: «Это процесс длительный, но заложить правильные подходы и понимание, как и на что направить усилия государства и бизнеса, – наша общая задача. Ведь от того, какие нормы будут в законопроекте, в значительной степени зависят и расходы федерального бюджета».
Председатель Комитета по промышленности Сергей Собко, поддерживая предусмотренное законопроектом усиление роли государства в управлении промышленностью, сказал: «Либеральный подход в экономике себя не оправдал: за годы либеральных реформ промышленное производство упало на 60%, производительность труда в 5–7 раз ниже, чем в экономически развитых странах, обновление основных фондов снижено в 10 раз, доля инновационных предприятий не превышает 10–12%». Для подъема промышленности на данном этапе наряду с развитием предпринимательства и частной инициативы необходимо объединяющее и координирующее внимание государства, уверен Собко.
По его словам, законы о промышленной политике, стратегическом планировании, стандартизации и государственно-частном партнерстве зададут системный подход, но в одном пакете с ними нужен закон изменения ментальности. «Если сами на местах не поймем, что половина успеха модернизации зависит от нас и только половина – от законодательства и верховной власти, ничего не получится», – заключил председатель комитета.
Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский, по убеждению которого рынок – «негодный инструмент» для развития российской экономики и промышленности, назвал законопроект аморфным. «Нужна жесткая вертикаль управления, совмещенная с правильными горизонтальными связями», – сказал он. У того, кто работает, должно быть право самостоятельно распоряжаться частью прибыли, уверен Жириновский.
Первый заместитель председателя Комитета по промышленности Валерий Гартунг предложил законодательно в качестве одной из целей промышленной политики обозначить увеличение доли отечественных обрабатывающих производств и зафиксировать, что чем выше доля добавленной стоимости в конечном продукте, тем выше уровень господдержки и ниже налоговая нагрузка.
Заместитель председателя Комитета по промышленности Павел Дорохин отметил, что законопроект о промышленной политике символизирует переход России к новой индустриализации и ко второму чтению должен быть тесно увязан с законом о стратегическом планировании.
Председатель Комитета по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты РФ Валерий Платонов предложил ко второму чтению уточнить критерии отнесения товаров к продукции российского производства.
Гендиректор ОАО «Тяжпрессмаш» Алексей Володин, изучив законопроект, пришел к выводу, что он не содержит решений конкретных экономических проблем, которые стоят перед промышленными предприятиями. В числе таких проблем он назвал предусмотренную правилами торгов отсрочку платежей по поставкам товаров (90–180 дней) при стопроцентной предоплате газа и электроэнергии. «Зарплату работникам задерживать нельзя. Выход только один – идти в банк за кредитом. Таким образом из бюджетов промышленных предприятий вымываются деньги, которые невозможно возместить никакими субсидиями и налоговыми льготами», – резюмировал Володин.
Закон о промышленной политике он сравнил с поднятием флага, который теперь надо нести, то есть вносить конкретные комплексные изменения в законодательство. При этом Володин назвал слишком жесткими правила получения госсубсидий и требование об уплате штрафов и возмещении государству убытков в случае, если не будут достигнуты заявленные показатели. «Рискнувший получить субсидию может стать банкротом», – заметил он.
Депутат Законодательного собрания Свердловской области, председатель совета директоров ОАО «Динур» Ефим Гришпун акцентировал внимание участников слушаний на том, что многие российские предприятия нуждаются в расширении емкости внутреннего рынка, а в законопроекте об этом ничего не сказано. По его словам, внутренний рынок перегружен субъектами, которые, не имея собственного производства, занимаются перепродажей чужой продукции. В такой ситуации может случиться так, что деньги на модернизацию и строительство новых промышленных участков будут потрачены, а загрузить производственные мощности не удастся.
Подводя итоги обсуждения, Собко пообещал, что высказанные замечания будут учтены при доработке законопроекта. По итогам слушаний первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин высказался за возобновление деятельности рабочей группы и расширение состава ее участников, а также заверил, что будут учтены многие из прозвучавших конструктивных замечаний. «Считаю вполне возможным расширение перечня инструментов, которые появятся в законе. Учтем предложения по этой части», – сказал Глеб Никитин.
По материалам пресс-службы Госдумы РФ и Минпромторга