Национальная платежная система, о которой так много говорится в эти дни, может появиться в течение нескольких месяцев. Точнее, она уже существует, по крайней мере в форме ряда правительственных документов, принятых в развитие закона 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», да ряда пилотных регионов, где уже внедряется Универсальная электронная карта. Платежная система ПРО100 является частью этого сложного проекта, и сегодня у власти есть намерение ускоренно развивать именно ее. Но если банки можно убедить принять в ней участие, то с клиентами будет сложнее.
Можно понять уверенность главы Сбербанка Германа Грефа, который заявил президенту Владимиру Путину, что национальная платежная система может быть запущена уже через полгода. По словам Г. Грефа, потребуются поправки в целый ряд нормативных актов, которые, по его мнению, можно быстро принять. А с этого момента начнется техническая забота, которая займет от двух до шести месяцев.
«У нас создан процессинговый центр, у нас создан наш российский чип, который производит компания «Ситроникс», он сертифицирован, сделано идентификационное приложение, сделаны все стандарты, которые совместимы с международными платежными системами», – приводит слова главы Сбербанка пресс-служба Кремля.
Идее создания в России национальной платежной системы уже много лет, но сколько бы раз она ни поднималась, в банковской среде тут же формировалась группа противников, которая успешно хоронила начинание. Но в этот раз с инициативой выступил президент страны, что является гарантией того, что система будет создана.
Задача создания национальной платежной системы была поставлена В. Путиным на встрече с членами Совета Федерации после того, как Visa и MasterCard заявили о приостановке обслуживания карт, выпущенных банками, которые попали под санкции США. Речь шла о банках «Россия», Собинбанк, СМП-банк, Инвесткапиталбанк и банке «Инвестиционный союз». Позднее, когда правительство США сообщило о снятии санкций с этих организаций, Visa и MasterCard возобновили обслуживание карт этих банков.
Но и того оказалось достаточно, чтобы идея создания национальной платежной системы преодолела сопротивление банковской оппозиции, подозревающей Сбербанк в стремлении получить нерыночные преимущества.
На совещании в Банке России, где и был поднят вопрос о создании национальной платежной системы, отмечалось, что внутренние транзакции составляют около 90% всех расчетов по картам Visa и MasterCard, и они могли бы обслуживаться российской системой.
Но для ее создания надо выбрать основу, которой мог бы стать проект Универсальной электронной карты, которая должна совместить в себе электронный паспорт, электронный кошелек, систему соцстрахования, налогообложения, оплату пошлин и штрафов и многое другое. В карточный чип будут «зашиты» персональные данные гражданина, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), номер полиса обязательного медицинского страхования (ОМС), также может содержаться электронная подпись. Карта будет также давать допуск к карточной системе расчетов ПРО100, которую и предлагается сегодня развивать в экстренном порядке.
Но сложность проекта, несмотря на его однозначную поддержку государством, вызывает озабоченность. Пока же ситуация такова, что его акционерами являются три банка – АК Барс, Уралсиб и Сбербанк. Еще 14 банков имеют статус участников проекта, и все это слабо напоминает национальную платежную систему.
С этим согласен президент «УЭК» Алексей Попов. В интервью журналу CNews он заявил, что «для развития ПРО100 как национальной платежной системы придется отказаться от доминирующего акционерного положения Сбербанка».
В развитии системы должны участвовать крупнейшие российские банки, такие как ВТБ, «Альфа-банк» и другие, которые имеют серьезную долю эмитированных карт, считает он. Но их доли в проекте должны быть равными, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным.
Контролировать работу системы должен ЦБ, считает руководитель «УЭК», но сам проект должен быть коммерческим и реализовываться не на бюджетные средства. «Объем российского рынка таков, что для его обслуживания достаточно одной платежной системы, которая будет работать в России, а затем, возможно, и в странах Таможенного союза», – сказал он, подчеркнув, что на базе платежной системы ПРО100 «возможен самый быстрый и недорогой старт».
Что касается внедрения самой универсальной электронной карты, то он идет ни шатко ни валко. На 31 марта этого года в тройке лидеров оказались Тульская область, Чувашия и Липецкая область. Причем в Тульской области в расчете на 1000 жителей выдана 21 карта, в Чувашии этот показатель составил 16, а в Липецкой области – 9 карт. Москва оказалась на 11-м месте, а Московская область – на 76-м.
Пока об оказании услуг в полном объеме речи не идет. Во всех субъектах Федерации протестировано только транспортное приложение, позволяющее оплачивать проезд. Но работает оно лишь в 16 регионах. Что касается предоставления по карте государственных и муниципальных услуг, то этим могут воспользоваться только жители 11 регионов.
По мнению А.Попова, успех карты в регионах полностью зависит от желания и ответственности губернаторов. «Проект нельзя делать спустя рукава. Им надо заниматься серьезно. Тогда будет реальный эффект для граждан в сфере ЖКХ, в сфере транспорта, в сфере электронных и других коммерческих сервисов», – считает он. Сложность, по его мнению, одна – отсутствие интереса руководства субъектов Федерации к реализации проекта. «Основная причина этого в том, что пока сервисы электронного правительства по большей части работают только на бумаге, и интерес к ним граждан невелик». Но будет ли велик интерес граждан к услугам новой платежной системы, когда карты Visa и MasterCard устраивают всех, за исключением власти?