Российская экономика исчерпала потенциал экспортно ориентированной модели сырьевого роста, которая преимущественно зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители и усиливает угрозу закрепления за Россией роли сырьевого придатка развитого мира. Резервы роста российской экономики лежат преимущественно в обрабатывающих отраслях. По большому счету нашей экономике нужна новая индустриализация, сопоставимая по масштабу с периодом индустриализации СССР в годы первых пятилеток.
На конференции «Пути развития российской промышленности и повышения темпов экономического роста» бизнес сформировал пакет предложений президенту и правительству РФ по выводу экономики России из стагнации. Так, принципиально важным предприниматели считают скорейшее принятие законов о государственном стратегическом планировании и о промышленной политике. Они повысят эффективность координации и целенаправленности деятельности федеральной, региональной и муниципальной властей, учреждений, предпринимателей для ускорения экономического роста.
Закон о стратегическом планировании прошел первое чтение. На весеннюю сессию запланировано второе. Закон о промышленной политике после бурных дискуссий о его целесообразности обсуждается на рабочей группе, созданной в Минпромторге РФ.По заявлению главы ведомства Дениса Мантурова, в мае планируется внести проект закона в правительство РФ, а в июне – в Госдуму. Уже сам факт обсуждения этих проектов свидетельствует о серьезном пересмотре государственной политики в области промышленности.
Как отмечается в докладе Института экономики РАН «Новая индустриализация как условие формирования инновационной модели развития российской экономики», в период рыночных трансформаций экономический рост в нашей стране в значительной мере фокусировался на непромышленных секторах: строительстве, торговле, связи, риелторских и финансовых услугах, в то время как собственно промышленность развивалась скромными темпами. Поэтому сегодня Россия может похвалиться гипертрофированным развитием торгово-посреднической деятельности, что, по сути, является деиндустриализацией экономики.
Проводимая нелиберальная политика на фоне деградации национального промышленного потенциала практически изолировала инновации от поддержки традиционных отраслей промышленности, полагая, что государство не должно вмешиваться в экономику, а все расставит по нужным местам свободный рынок.
Сейчас особое внимание должно быть уделено поддержке отечественного производителя. В частности, закупки товаров и услуг на конкурсной основе для государственных и муниципальных нужд должны иметь преференции для производителей из стран, входящих в Единое экономическое пространство (Таможенный союз). Следует активнее применять защитные меры от импорта промышленной продукции, подавляющей отечественное производство, как это и предусмотрено правилами Всемирной торговой организации. Пока же этот механизм используется недостаточно. Развитию промышленного производства будет способствовать также увеличение доли локализации для иностранных инвесторов при строительстве сборочных заводов в России.
Важную роль в российской экономике занимают предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Во-первых, в нем представлены предприятия, обладающие наиболее передовыми технологиями и выпускающие продукцию мирового класса, но в основном военного назначения. Во-вторых, предприятия ОПК в большей степени, чем другие, объединены в госкорпорации и вертикальные интегрированные структуры.
Они в большей мере пользуются поддержкой государства. Поэтому общество вправе ожидать большего влияния предприятий ОПК на гражданские отрасли, особенно в период стагнации экономики.
Советский опыт вовлечения предприятий «оборонки» в производство товаров народного потребления довольно противоречивый. С одной стороны, оружейные заводы выпускали очень технологичную продукцию, например легковые автомобили, телевизоры и видеомагнитофоны. С другой – ракетные заводы производили обычные сковородки, хотя хорошие сковородки нам тоже нужны.
К сожалению, сейчас на рынке практически нет отечественных столовых приборов, посуды, радиоприемников, часов и многих других товаров, выпускаемых ранее многими предприятиями ОПК. Причин сложившегося положения несколько: это и потеря рынков, и неэффективность производства, и неумение работать в рыночных условиях. Но есть и причина, напрямую связанная с оборонным заказом и госпрограммой вооружения.
Появление в стране Государственной программы развития вооружений на 2007–2015 годы (ГПВ-2015), и особенно ГПВ-2020, вдохнуло новую жизнь в оборонные отрасли.
После почти десятилетнего застоя, безденежья и банкротства значительного числа оборонных предприятий появились стабильные и своевременно оплачиваемые оборонные заказы. Причем темпы ежегодного роста исчисляются десятками процентов, а иногда и более. Поэтому вполне понятно, что многие руководители в таких условиях гражданскую продукцию отодвинули на второй план или совсем отказались от ее производства. Это коснулось выпуска автомобилей, мотоциклов, холодильников, электронных приборов и т. д. Однако это неправильная тенденция. Она ведет к монопродукту и неизбежно проявится в будущем с отрицательной стороны.
Рост оборонзаказа и развитие высокотехнологичной гражданской продукции можно совместить. Можно выстроить технологию производства таким образом, чтобы на одном и том же оборудовании строить моторы для военной и гражданской техники.
Примеры можно продолжить, но все они подтверждают возможность и необходимость иметь в производстве специальной техники и гражданскую высокотехнологичную продукцию.
Также крайне важно сотрудничество предприятий ОПК и малого бизнеса. Отношения здесь складываются очень непросто. Несмотря на то, что новая экономика России определяется как экономика дифференцированная, где малый бизнес должен представить не менее половины рабочих мест, отношение к нему со стороны предприятий ОПК весьма прохладное. Предприятиям ОПК было бы правильно вывести на аутсорсинг некоторые цеха. Это может быть важным резервом снижения затрат на производство, повышения производительности труда и роста специализации и кооперации производства, что очень необходимо сейчас нашей экономике.
Положительное влияние на развитие экономики окажет совершенствование системы оплаты труда на промышленных предприятиях. Привязка оплаты труда топ-менеджеров компаний к уровню зарплаты рядовых работников не только сократит неравенство в доходах в промышленном секторе, но и поднимет заинтересованность работников в конечных результатах. Этому будет способствовать повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) выше прожиточного минимума, а также введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц.
Особо важно остановиться на роли профессиональных кадров.
В последние годы повсеместное распространение получила практика подбора кадров по принципу личной преданности, а не профессиональной пригодности. Причин здесь несколько: это и недостаток инженерных кадров, слабая защищенность бизнеса, ошибочное представление управления производством как процессом контроля движения денежных средств и т. д. Многие проблемы и, как это ни печально, катастрофы в промышленности и энергетике вызваны именно непрофессиональным управлением. С древних времен известно, что ничего хорошего не следует ожидать, если «пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник». Так что в деле подготовки профессиональных кадров следует повысить роль как государственных структур, так и возможности саморегулируемых организаций.