В Совете Федерации прошел круглый стол на тему «О методике оценки деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для предпринимательства». Обсуждение было организовано Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Вел дискуссию первый заместитель председателя комитета СФ Сергей Катанандов. Обращаясь к участникам, сенатор отметил, что институт оценки эффективности работы органов исполнительной власти регионов в сфере создания благоприятной среды для бизнеса является одним из важнейших элементов системы государственного управления в субъектах РФ.
Напомним, что апробация новой системы оценки работы органов власти субъектов РФ в сфере создания благоприятных условий для бизнеса началась в 2013 году. Тогда же правительством РФ были утверждены целевые значения показателей оценки деятельности глав субъектов РФ, которые включают 21 показатель.
В дискуссии приняли участие член Комитета СФ по экономической политике Константин Титов, заместитель директора департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Минрегиона России Евгений Гаталов, заместитель директора по развитию приоритетных программ Агентства стратегических инициатив Вера Адаева, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин, представители субъектов Федерации, Института экономики РАН и другие участники.
Представил основную работу по составлению показателей оценки заместитель министра экономического развития РФ Серей Беляков. Сергей Беляков сразу обозначил актуальность заданной темы и то, что сейчас закреплено в виде документа, определяющего оценку эффективности глав регионов по улучшению инвестиционного климата. Это не идеальная система оценки и не единственные показатели, по которым оценивают глав регионов.
Докладчик напомнил, что изначально количество показателей оценки было порядка двухсот, и, конечно, при таком количестве параметров невозможно говорить о какой-либо эффективности. Чем больше заложенных параметров, показателей, тем более непонятна система приоритетов, которую федеральная власть устанавливает для региональной власти.
Говоря о проделанной работе, Беляков поясняет, что Минэкономразвития предложило кардинально сократить количество показателей оценки, сделав акцент на условиях ведения бизнеса, то есть на самом актуальном.
«Если называть вещи своими именами, то на сегодняшний день бизнес в стране не развивается, никакой инвестиционной активности нет. Риски ведения инвестиционной деятельности кратно увеличились.Это риски, связанные не только с рыночным характером предпринимательской деятельности. Но и законодательство сформировалось таким образом, что наказывается сама предпринимательская инициатива. Запретительный характер законодательства касается всех участников, в том числе и публичной стороны», – сокрушается заместитель министра. Ошибки трактуются как злонамеренная деятельность экономических преступлений. Это первый сложный момент, на котором заострил внимание Сергей Беляков.
Второй момент – это снизившиеся возможности федерального бюджета в компенсации отсутствия предпринимательской активности в регионах. Сегодня федеральные резервы как источник доходной базы исчерпаны, необходимо делать ставку на предпринимательство как источник получения доходов в бюджет, без оглядки на федеральные отчисления, поясняет Беляков.
«Если сравнивать регионы по отношению к бизнесу, то порядка 5–7 регионов можно отнести к успешным, и этот отбор основан не столько на экономических показателях, сколько на успешных отношениях с бизнесом. К сожалению, остальные регионы по тем или иным причинам это направление своего развития вообще не рассматривают», – констатирует Беляков.
Именно такая картина и заставила Минэкономразвития подготовить предложения по ключевым показателям оценки эффективности глав регионов по созданию благоприятной среды для предпринимателей.
«Министерством было предложено 10 ключевых направлений, и в рамках 10 направлений был сформирован 21 показатель эффективности. К этой работе были привлечены эксперты бизнес-сообщества, Росстата и региональные власти. Как показывает опрос регионов, этот выверенный 21 показатель также не идеален.
Например, показатель, который связан с приростом, динамикой прямых иностранных инвестиций. К примеру, компания зарегистрирована в одном регионе, ведет свою деятельность в другом, статистика ведется по месту регистрации, эффективность работы региональной власти с бизнесом оценивают в регионе, где ведется деятельность, следовательно, возникает нестыковка показателей, которые фиксирует Росстат, с тем, что имеет реально на практике предприниматель. Это заставляет отказаться от данного показателя. Отдельные показатели, напротив, были добавлены, как характеризующие активность регионов», – заключает замминистра.
«Министерство условно разделило регионы на группы, исходя из их социально-экономического развития. К сожалению, не предусмотрена ответственность для глав субъектов за недостижение целевых показателей. Предложенных показателей вполне достаточно для того, чтобы понять, в каком регионе условия более привлекательные, а где менее привлекательные», – заключил Беляков.
Далее докладчик отметил, что для министерства важна оценка и самого бизнеса, поэтому помимо фиксируемых Росстатом показателей предусмотрены и опросы предпринимательского сообщества.
Также Сергей Беляков заострил внимание на ситуации, когда в рамках действующего законодательства в одних регионах условия тех или иных разрешительных, регистрационных, административных процедур лучше, в других сложнее. И здесь позиция министерства такова, что не всегда необходимы изменения федерального законодательства, возможно и в рамках региональных законов улучшить ведение предпринимательской деятельности, оптимизировав административные регламенты.
Лучшие практики регионов, где предусмотрено минимальное количество процедур для начала бизнес-проекта, где финансовые и временные издержки минимальны, важно тиражировать в другие субъекты, резюмирует заместитель министра.
С позицией министерства совпадает и позиция Агентства стратегических инициатив (АСИ), которую озвучила заместитель директора по развитию приоритетных программ Вера Адаева, отметив, что результаты работы органов власти должны в первую очередь оценивать предприниматели. АСИ совместно с Минрегионом и Минэкономразвития реализует региональный инвестиционный стандарт, который включен и в перечень показателей Министерства экономического развития. Вся работа также настроена на поиск и трансляцию лучших практик.
Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин в своем выступлении отметил, что ТПП России рассматривает свою деятельность как командную игру, постоянную работу с Министерством экономического развития РФ и с АСИ в подготовке рейтинга.
«Эксперты Палаты разделяют мнение, что оценку деятельности глав регионов должны делать и региональные предпринимательские сообщества при условии наличия объективных критериев. Хотелось бы отметить еще один важный критерий, который эксперты ТПП РФ предлагают добавить в перечень показателей, – это развитие в регионах механизма ГЧП. В этой сфере ТПП РФ достигла неплохих результатов. Палатой уже второй год составляется региональный рейтинг уровня развития ГЧП», – отметил Дмитрий Курочкин.
В свою очередь заместитель директора департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Минрегиона России Евгений Гаталов отметил, что работа, проделанная Минэкономразвития, – это дополнительная отраслевая шкала. Оценка Минрегиона носит комплексный характер и основана на сбалансированной системе двенадцати показателей, которые ориентируются на три блока – экономический, социальный и мнение населения о деятельности органов исполнительной власти, пояснил докладчик...
В ходе обсуждения было отмечено, что с начала действия государственной системы оценки работы глав регионов прошел относительно небольшой период времени. Участники круглого стола высказали ряд замечаний и предложений по ее совершенствованию. По итогам мероприятия подготавливаются рекомендации палатам Федерального Собрания РФ, правительству РФ и органам власти субъектов Федерации.
В частности, в них обозначена необходимость:
- обеспечить адекватный учет различий уровней социально-экономического развития регионов при определении и утверждении целевых значений показателей;
- дополнить установленный перечень показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ показателем, характеризующим объем налоговых доходов, поступивших от вновь созданных предприятий, в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета региона;
- учитывать замечания и предложения общественных объединений предпринимателей, экспертов по методикам и оценкам инвестиционного климата в регионах РФ, а также рассматривать и учитывать результаты рейтингов регионов, применяемых негосударственными организациями, и учитывать стартовавший Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ;
- рассмотреть вопрос о включении в комплекс показателей оценку уровня коррупции в сфере отношений предпринимателей с государственными органами.
За предпринимательским сообществом – бизнес-четверкой (ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России») закреплена обязанность предоставлять предложения по совершенствованию оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий для предпринимательства.