Во вторник, 11 декабря, в книжном магазине Uniqstore состоялась последняя в этом году встреча в рамках клубного проекта «BOOKВАРЬ». Наталья Шахова вместе с участниками клуба «прочитала» книгу Марка Розина «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса».
Наталья Шахова сертифицированный консультант по управлению, CMC-Global, тренер по управленческим навыкам, управляющий партнер консалтинговой фирмы «TOPeople». Выбор спикера пал на одну из книг Марка Розина, директора консультационной фирмы «Экопси». На примерах реальных компаний и простых схемах участники разобрали авторские методики применения фасилитации в бизнесе.
Компании развиваются и сталкиваются с проблемами роста. В этих случаях полезно проводить сессии, на которых с помощью фасилитатора рабочая команда создаёт новые связи и договоренности. Фасилитатор – человек, который помогает компании договориться о грядущих изменениях.
Наталья объяснила, что приемы фасилитации будут эффективны не для всех стилей управления организацией. Так, компании с авторитарной культурой не должны рассматривать ее в качестве выхода из сложной ситуации. Однако для тех компаний, в культуре которых важны правила, технологии фасилитации будут ценны.
Что делать, если совещания затягиваются, а после очередных оперативок сотрудники не испытывают ощущения энергии действия? Как часто руководитель организации не может принять участие в обсуждении стратегии фирмы, потому что вынужден заниматься только организацией процесса совещания? В качестве ответа на эти вопросы Наталья предложила использование процедурной фасилитации.
Приглашение фасилитатора к участию в совещании позволит сделать его продуктивным и избежать пустой траты времени сотрудников и руководителя. Профессионал или лицо, не заинтересованное в решении данного вопроса, поможет решить проблемы коммуникации участников обсуждения.
По словам Натальи, процедурный фасилитатор владеет словом, а структурный – схемой принятия решения. Если компания требует избрания иной стратегии развития, чем прежняя, рационально посмотреть на компанию с точки зрения организационных компетенций, выбрать другой алгоритм работы и прийти совершенно к другому результату. В этом случае говорят о структурной фаслитации.
В свою очередь, глубинная фасилитация способна проникнуть в компанию и существенно трансформировать ее. Фасилитатор рискует, меняя ход мышления руководителей и сотрудников компании, уровни иерархии, систему соподчиненности и др. Когда внедряешь изменения на глубинном уровне, всегда сталкиваешься с позиционными конфликтами, что само по себе представляет сложность. «Консультант, как доктор, не должен навредить компании, реализуя изменения», – говорит Наталья. – Зона ответственности фасилитатора гораздо шире, чем границы стратегической сессии, он должен проконтролировать все изменения, происходящие в компании».
В ходе встречи участники свободно задавали все интересующие их вопросы спикеру и активно участвовали в процессе обсуждения. Присутствующие разобрались, в какой степени технологии фасилитации могут быть полезными для их бизнеса.
Больше фотографий со встречи можно найти на странице Пермской ТПП в Фейсбук.