Больше доверия и понимания. <br>О перспективных направлениях развития партнерских отношений между таможней и бизнесом. <br> <br> <br>Руководство ФТС России неоднократно заявляло, насколько ценен и полезен для таможенной службы конструктивный диалог с бизнес-сообществом. По другую сторону от линии таможенного контроля многое видится иначе. Иногда предприниматели поднимают вопросы, над которыми прежде мало кто задумывался. Площадкой для проведения дискуссий и налаживания взаимодействия по конкретным спорным вопросам уже более десятка лет, как известно, служит Консультативный совет по реализации таможенной политики при ФТС России. Заместителем председателя этого органа многие годы является вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Предлагаем Вашему вниманию его комментарий наиболее важных результатов и перспективных направлений развития партнерских отношений между таможней и бизнесом. <br>- Сергей Николаевич, с 1992 года вы являетесь вице-президентом Торгово-промышленной палаты и, соответственно, свидетелем того, как трудно складывался диалог между бизнесом и властью. В своем выступлении на коллегии ФТС в феврале нынешнего года вы сказали, что ныне действующий Таможенный кодекс - практически первый документ, к обсуждению которого был так широко допущен бизнес. Скоро два года, как таможня работает по этому кодексу, тем не менее, проблемы остаются... <br>- И в этом нет ничего удивительного. Жизнь не стоит на месте. К тому же сам кодекс - это итог компромисса между бизнесом и государством. Он не во всем удовлетворяет бизнес, есть, возможно, в нем положения, которые и государство, в лице таможни, не до конца удовлетворяют. Поэтому и появилась необходимость внесения множества поправок, которые скоро будут обсуждаться в Госдуме. Тем не менее последние заседания экспертного совета, на которых многие представители бизнеса высказали свое отношение к этому важному документу, показали, что в целом оценка кодекса позитивная. <br> <br>Больше все-таки вопросов и претензий - процентов восемьдесят - связано с применением нового законодательства на практике. Я не хочу сказать, что все конфликтные ситуации возникают из-за злого умысла. Просто некоторые таможенники трактуют положения закона не так, как там было задумано. Нам известно, что таможенная служба стремится это исправить - ведется непрерывная работа с кадрами (особенно на местах) по обучению и разъяснению, как применять конкретные положения нового законодательства. <br> <br>Но это должно быть заботой не только ФТС. Без сигналов от бизнес-сообщества в Москве не скоро смогут узнать, что какая-то норма на местах применяется неправильно. Поэтому мы всегда говорим предпринимателям: если есть сомнения, поделитесь этими сомнениями с ФТС или региональными таможенными управлениями, попросите их разъяснить - таможенникам и предпринимателям - правильно применяется норма или нет. При таком подходе у таможни появится больше возможностей своевременно корректировать своих коллег. <br>- С августа прошлого года таможенная служба находилась в стадии реформирования. Как это отразилось на ее взаимодействии с профессиональными объединениями предпринимателей, в частности, с Торгово-промышленной палатой? <br>- В любой реформе есть плюсы и минусы. Конечно, трудно примириться с тем, что из-за изменения статуса руководящего органа таможенной службы путь прохождения документов от их разработки до реализации теперь многократно удлинился. Однако есть надежда, что и качество их станет лучше. <br>В целом же, несмотря на то, что год этот был для таможни непростым, взаимоотношения наши развивались поступательно. Свидетельством тому служат не только подготовленные совместно поправки к Таможенному кодексу. Более активно и предметно стали работать консультативные советы как при ФТС, так и при региональных таможенных управлениях. <br> <br>Важным событием года стало подписание соглашения о сотрудничестве между ТПП и ФТС России. Вместе с тем в нашей совместной работе есть еще и неиспользованные возможности. <br>Сопоставление встречных данных российской и иностранной статистики по отдельным группам товаров и географическим направлениям показывает, что часть своих потребностей Россия по-прежнему удовлетворяет за счет “серого” импорта и контрабанды. Здесь есть над чем работать не только таможенной службе. Думаю, без тесного взаимодействия с бизнесом эти негативные явления не преодолеть. Мы эту проблему неоднократно обсуждали в ФТС. У нас есть возможность помочь таможне через свою разветвленную сеть региональных торгово-промышленных палат (их в России 172) и наши зарубежные представительства. <br>- Каким образом? <br>- Мы можем проводить по отдельным группам товаров или по каким-то конкретным географическим направлениям (где больше нарушении, связанных с занижением таможенной стоимости и недостоверным декларированием) независимую предотгрузочную инспекцию, а в качестве экспертных организаций привлекать региональные торгово-промышленные палаты и наших партнеров за рубежом. <br>- Чем же она будет отличаться от предложенной правительством предотгрузочной инспекции, против которой вы так активно выступали? <br>- Наша инспекция будет осуществляться на добровольных началах. У таможни сегодня нет закрепленного законодательно обязательства принимать сертификаты или иные документы инспекционных компаний. Решение о выпуске товаров она принимает самостоятельно. Поэтому заставлять всех импортеров, работающих по определенным категориям товаров, проходить в обязательном порядке предотгрузочную инспекцию, на мой взгляд, неправильно. Другое дело, когда такая инспекция проводится на добровольной основе. <br> <br>Торговая компания, которая хочет получить подтверждение, что работает честно, может туда обратиться по собственной инициативе и получить соответствующий документ. Если же импортер избегает такой инспекции, у таможни появляется повод досмотреть его товар более тщательно. Это важно еще и потому, что проверять все компании таможня не в состоянии. <br> <br>И второй момент. Нельзя выстраивать систему предотгрузочной инспекции, опираясь только на зарубежные компании и их базы данных. Они уйдут, и что тогда? Банк данных по ценам должен создаваться под эгидой государства, оно должно быть правообладателем такой информации. А привлекать для проведения инспекции государство может кого угодно, в том числе и торгово-промышленные палаты. Они и сейчас проводят экспертизы качества, цены и других характеристик товаров. И все проверки -только на добровольных началах. <br>- Вы упомянули о своих партнерах в иностранных торговых палатах. Есть ли они в ТПП Китая? Насколько реально организовать предотгрузочные проверки на китайском направлении? <br>- Партнеры в китайской торгово-промышленной палате у нас есть, и мы с ними подобную возможность уже обговаривали. Они в принципе к такому сотрудничеству готовы. Мы со своей стороны тоже. Таможенная служба, если такая совместная работа начнется, может и должна опереться на предпринимательские структуры, в том числе на Торгово-промышленную палату России. <br>Мы готовы подключить наших китайских партнеров и, если возникнет необходимость, развернуть на территории Китая сеть наших экспертных организаций. Свои предложения по этому вопросу мы сформулировали пока в общих чертах - как это могло бы быть. Но поскольку их реализация затрагивает межгосударственные отношения, то дальнейшая более глубокая их проработка возможна только после согласовании с МИДом и Минэкономразвития, после тщательного анализа на соответствие российским и международным правовым нормам. <br> <br>Очень важно делать китайское и вообще юго-восточное направление прозрачным еще и потому, что именно оттуда в Россию завозится большое количество контрафактной и фальсифицированной продукции. Организация системы защиты от контрафакта - тема, над которой палата работает уже давно, и у нас по этому вопросу также есть предложения для совместной работы с таможней. <br> <br>Мы сделали также таможенной службе предложения по информационному обмену. В частности, у палаты есть свой реестр предприятий, которые мы считаем надежными партнерами. Прежде чем попасть в этот реестр, они проходят серьезную проверку по многим параметрам. На наш взгляд, такие предприятия могли бы стать частью так называемого белого списка таможни. <br>- Сергей Николаевич, сегодня все озабочены повышением конкурентоспособности российской экономики. Какое решение в таможенной сфере, на ваш взгляд, могло бы этому способствовать в наибольшей мере? <br>- Вопрос, прямо скажем, глобальный. Но я попробую ответить. Это решение выходит за рамки компетенции ФТС. Сегодня мы особенно остро нуждаемся в обновлении основных производственных фондов: оборудование износилось и морально, и физически. Об этом говорил на подписании соглашения о сотрудничестве с ФТС и президент палаты Евгений Максимович Примаков. На мой взгляд, всё не производимое в России современное технологическое оборудование, предназначенное для переоснащения основных производственных фондов и не бывшее в употреблении, вообще не должно облагаться ни пошлинами, ни НДС, независимо от того ввозится ли оно в уставный капитал совместного предприятия иностранным партнером или просто закуплено российским предпринимателем для своего производства. Пока же такая политика в отношении оборудования проводится в соответствии с постановлением правительства избирательно, что порождает целую цепочку правонарушений. Известны случаи, когда ввозится не новое оборудование, когда оно сдается в аренду... <br> <br>Думаю такой подход, с параллельным повышением вывозных пошлин на круглый лес, помог бы исправить положение в лесной и деревообрабатывающей отраслях. Тому же Китаю стало бы выгодно строить деревообрабатывающие предприятия не у себя, а в России и беспошлинно вывозить из нее готовую продукцию. А почему нет? Ведь нашли же способ стимулировать выпуск иномарок на российской территории, значит, и с лесом может получиться. И таможне легче будет, как исполнителю, реализовывать такую политику на практике. <br> <br>И еще в заключение я хотел бы сказать вот о чем. Таможенной службой многое сделано и делается для упрощения движения товаров через границу. Большим плюсом этих усилий я считаю “зеленый коридор” на Северо-Западе, который в этом году реально заработал и позволил разгрузить автомобильные очереди на границе. Претензии от перевозчиков, работающих на этом направлении, будем надеяться, ушли в прошлое. Мне известно, что сейчас ведется работа, чтобы сделать этот коридор двусторонним - чтобы и российские грузы беспрепятственно вывозились на Запад. Это очень хорошая практика, и ее надо распространять на таможенные посты в других регионах. <br> <br>Хотелось бы также, чтобы такие «зеленые коридоры” появились и для туристов, путешествующих автотранспортом. Пока же они вынуждены простаивать в длинных очередях на границе. Наша палата и региональные палаты получают много жалоб и обращений от туристических фирм. Основная причина - столпотворение на границе контрольных органов, которые непосредственно занимаются туристами. А надо бы только два - паспортный и таможенный контроль, а остальные - по мере надобности. Я понимаю, что это не вопрос таможни, но мы надеемся, что в его решении она будет нашим активным союзником. <br> <br> <br>Официальное издание ФТС “Таможня”, <br> №19/октябрь 2005г.
Таможенные вести
Больше доверия и понимания. О перспективных направлениях развития партнерских отношений между таможней и бизнесом.
24 ноября 2005