25 сентября президент Пермской ТПП Олег Жданов выступил на круглом столе по изменениям в региональном налогообложении. Позиция Палаты однозначна: если регион не хочет формировать у бизнеса психологию временщиков, то все решения должны приниматься по итогам совокупной оценки налоговой нагрузки и затрат на исполнение требований законодательства.
Заседание круглого стола «О реализации отдельных полномочий Пермского края в области налоговой политики» было организовано комитетом по промышленности, экономической политике и налогам Законодательного Собрания Пермского края. Помимо членов профильного комитета в нем приняли участие, в том числе заместитель председателя регионального правительства – министр промышленности, предпринимательства и торговли Алексей Чибисов, министр экономического развития и инвестиций края Максим Колесников, заместитель руководителя УФНС по Пермскому краю Олег Ширяев, президент Пермской ТПП Олег Жданов.
Максим Колесников еще раз представил предложения по региональным изменениям в системах налогообложения, которые были разработаны правительством в связи с досрочной отменой в крае ЕНВД. В настоящее время соответствующий законопроект находится на рассмотрении перед вторым чтением в заксобрании. Олег Ширяев представил данные налоговой службы по изменениям в объемах налоговых поступлений в региональный бюджет разного уровня и сравнил эти показатели с отдельными регионами страны.
В своем выступлении Олег Жданов одобрил шаги региональных властей по изменениям в систему налогообложения по льготным режимам (УНС и ПСН), предложения по их большей дифференциации, особенно в отношении районов края. Он обратил внимание участников круглого стола на налоги, касающиеся объектов недвижимости, ведь они не зависят от оборота бизнеса. «С 1 января 2019 года выросла кадастровая стоимость имущества. Есть реальная практика ее снижения через профильные комиссии и суды и на 74% и на 39%. Беспокоит то, что вся предыдущая работа 2018 года была практически проигнорирована. Оценка была сделана массовым методом, все рассмотрения комиссий и судов решений 2018 года никак не были интегрированы в оценку 2019 года. То есть предприниматель, получив в 2018 году судебное решение о том, что у него стоимость здания снижена до 24 млн, с января 2019 года увидел стоимость тех же объектов в 72 млн рублей. Мы такими методами создаем дополнительный повод для судебных разбирательств».
По данным ЦТИ, за текущий год было рассмотрено порядка 500 разногласий, в 93% случаев суды вставали на позицию налогоплательщиков и снижали размер кадастровой стоимости недвижимости. «Сейчас мы находимся на следующем этапе, - продолжил руководитель Пермской ТПП. – С 1 января 2020 года у нас вступает в силу новая кадастровая стоимость земли. При этом в стоимость недвижимости косвенно уже закладывается цена участка, в которой учтены месторасположение, уровень благоустройства и другие факторы. Тем не менее мы делаем отдельно оценку кадастровой стоимости земли и получаем следующее увеличение».
Олег Жданов оценил как низкий уровень доступности информации о заявленной стоимости участков. Размещенная база данных была сформирована избыточно, это затрудняло скачивание материалов для ознакомления и подготовки замечаний в установленный срок.
«Когда вы показываете темпы роста налоговой нагрузки, надо задуматься, а что у нас происходит в экономике, какие там темпы роста, - обратился Олег Жданов к УФНС. – Мы понимаем, что реальная рыночная стоимость земельных участков и недвижимости на самом деле не растет, если не сказать, что снижается». По мнению президента Пермской ТПП, необходимо учитывать влияние решений органов власти в отношении земельных участков, например, попадание центра Перми в зону культурного наследия, что ограничивает возможности использования имущества; новые правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые ограничили ее плотность и высотность. «Надо оценивать совокупную налоговую нагрузку», - настаивал Олег Жданов.
В итоге были зафиксированы следующие предложения от Пермской ТПП:
- ограничить темпы нагрузки. Если ее размер превысил совокупный дефлятор за период между кадастровыми оценками, должен включаться критерий, который не позволяет перешагнуть определенное значение;
- корректировать на уровне региона федеральные решения. Например, при повышении кадастровой стоимости имущества «заморозить» повышение налоговой ставки на недвижимость, предусмотренное Законом Пермского края о налоге на имущество организаций. Он принимался в 2017 году и предусматривал ежегодное повышение до 1,8%. Предлагается оставить его на уровне 2018 года – 1,6%;
- принять ограничение для налога на землю, учитывая не только накопленную инфляцию, но и ограничения по другим нормативным актам, как ПЗЗ.