Палата принимает активное участие в подготовке нового федерального закона о государственном контроле и надзоре, который 5 декабря 2017 года был внесен Правительством в Госдуму и в целом поддерживает принятие этого документа. Но отдельные положения законопроекта, отметил Сергей Катырин, все же нуждаются в корректировке. В частности, необходимо закрепить в законопроекте закрытый, а не открытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок.
Предполагается, что новый закон о госконтроле вступит в силу не ранее второго квартала 2019г., поэтому действующее законодательство о государственном контроле также в настоящее время активно меняется.
Так, в ближайшее время Правительством будет внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно законопроекту, субъекты РФ могут устанавливать перечень видов контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.
Палата относится к этой инициативе настороженно, так как ее реализация может привести к дисбалансу в правоприменении. Одни регионы будут вводить риск-ориентированный подход, другие нет – это повлечет существенные риски для бизнеса, в особенности для тех, кто осуществляет деятельность в нескольких регионах. При этом стоит обратить особое внимание на то, что в настоящее время происходит активное смещение проверок с федерального на региональный уровень. С 2013г. доля проверок на уровне субъектов РФ выросла с 21 до 37 процентов. Рост объема проверочных мероприятий региональными контрольными органами также отмечают и члены ТПП РФ.
Еще одна инициатива в рамках разрабатываемого законопроекта – введение риск-ориентированного подхода при организации лицензионного контроля. Исходя из смысла понятия «риск-ориентированный подход», можно предположить, что лицензионный контроль будет подпадать под высокую категорию риска и, следовательно, периодичность проведения проверок по соблюдению лицензионных требований для всех лицензиатов будет более интенсивной, чем предусмотрено в настоящее время. Поэтому применение риск-ориентированного подхода при проведении лицензионного контроля, по мнению ТПП РФ, следует подробно регламентировать.
К сожалению, все еще сохраняется ситуация недоверия к бизнесу, «презумпция вины» и практика «максимальных наказаний». По-прежнему, распространенными жалобами со стороны бизнеса является несоблюдение должностными лицами установленных законодательством ограничений при проведении проверок. «Презумпция вины» выражается и в необоснованности выводов контрольных органов и изначальная ориентация на наложение санкций. «Карательные» действия, подчеркнул Сергей Катырин, следует заменить превентивными мерами, подходом, согласно которому цель проверки – не обязательное наказание предпринимателя, а помощь в устранении нарушения и недопущения его в будущем.
О необходимости разработки проверочных листов, или «чек-листов», то есть списков контрольных вопросов в отношении приоритетных видов государственного контроля, Палата говорила неоднократно. Сегодня применяются 67 «чек-листов», а с 1 июля 2018г. по всем видам контроля плановые проверки будут проходить с использованием такого подхода. Палата считает необходимым проводить мониторинг того, как будут использоваться эти «чек-листы», и не проводятся ли проверки сверх установленных требований, а также не являются ли эти требования избыточными и потенциально коррупциогенными. Надо все проверить и решить, что следует оставить, а что, возможно, и нет.
Для повышения прозрачности и эффективности контрольно-надзорной деятельности необходима ее широкомасштабная автоматизация, проведение проверок с использованием современных технологий, в т. ч. удаленно – в случаях, когда это возможно. Бизнес, объединенный в ТПП РФ, поддерживает принятие «дорожной карты», согласно которой будет введена в эксплуатацию информационная система для автоматизации контроля и надзора. Однако все этапы разработки и внедрения системы целесообразно согласовывать с бизнесом.
Важное направление – разработка законопроекта «Об основах разрешительной деятельности в РФ». Он направлен на создание правовых основ разрешительной деятельности и базовых гарантий для соискателей и обладателей разрешений. У Палаты сохраняются некоторые замечания к законопроекту. Так, предмет регулирования законопроекта по-прежнему остается не вполне определенным. Законопроект, перечисляя конкретные формы разрешительной деятельности (лицензирование, аккредитацию, аттестацию, сертификацию и т.д.), не отвечает на вопрос, что именно следует относить к иным формам такой деятельности. Практика показывает, что за «и т.д.» могут скрываться для бизнеса весьма неожиданные моменты и, например, список может стать раза в четыре больше, чем первоначально указано.
Законопроект, тем не менее, Палатой поддержан, подчеркнул Сергей Катырин, но при условии последующей его доработки ко второму чтению на площадке Государственной Думы.