3-4 декабря в Торгово-промышленной палате РФ будет проходить ставший традиционным XI Всероссийский налоговый форум, на котором будут подведены итоги года в сфере налоговой политики и обозначены приоритеты на 2016 год. Чем запомнился уходящий «налоговый год» бизнесу, а также о том, чего стоит ожидать в сфере фискальной политики в будущем, рассказывает президент ТПП России Сергей Катырин.
– В начале декабря каждого года мы на площадке Палаты с участием Минфина РФ, ФНС России подводим итоги года, обсуждаем принятые налоговые изменения, оцениваем налоговую нагрузку на бизнес, предлагаем власти изменения в налоговое законодательство. Хочу сказать, что в 2015 году в рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business Россия поднялась на 51 позицию. Такие шаги вверх по «лестнице рейтинга» связаны, безусловно, с заметным улучшением работы ФНС России – сокращением числа налоговых проверок, запуском сервиса «личный кабинет» налогоплательщика и др.
Подвижки в рейтинге произошли также во многом благодаря реализации «дорожной карты» «Совершенствование налогового администрирования», в разработке и принятии которой ТПП РФ участвовала.
Кроме того, отмечаем, что в течение года с целью поддержки организаций в части минимизации отвлечения оборотных средств был повышен в 1,5 раза порог по выручке, позволяющий уплачивать налог на прибыль по итогам квартала. Также в 2,5 раза увеличено пороговое значение стоимости амортизируемого имущества, что позволит бизнесу относить стоимость недорогого оборудования на затраты единовременно в момент его введения в эксплуатацию, а не через амортизацию.
На предстоящем форуме мы планируем обсудить развитие электронного документооборота, т. к. с 2015 года при поддержке ТПП РФ был введен такой новый институт, как расширенное электронное декларирование по налогу на добавленную стоимость. Это позволит налоговым органам в автоматическом режиме проводить камеральную проверку по НДС и вызывать к себе бизнес только при обнаружении нестыковок в поданных декларациях.
Проведенные нами в текущем году опросы предпринимателей показывают существенное улучшение качества работы налоговых органов, при этом повышается прозрачность налогового администрирования. Например, ФНС России была раскрыта информация о действующих контрольных внутри- и междокументарных соотношениях, которые позволяют налогоплательщикам выявить и исправить ошибки до представления деклараций (расчетов).
В рамках форума мы также ожидаем интересную дискуссию по актуальным вопросам налоговой политики до 2018 года, планируем внести предложения по систематизации неналоговых платежей, обсудить вопрос, сработала ли налоговая амнистия и сколько заплатит бизнес, рассмотреть новые инвестиционные льготы, предлагаемые правительством, и др.
Не могу не сказать, что при реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе сохраняются определенные риски. С одной стороны, государству необходимо сохранять объемы финансирования крупных инфраструктурных и социальных проектов, что требует стабильных налоговых доходов, а с другой стороны, поддерживать отечественный бизнес, развивать импортозамещение, промышленное производство и сельское хозяйство.
Если говорить о планах на 2016 год, то Палата будет выступать за введение в российское законодательство института «предварительного налогового согласования». Его суть заключается в том, что предприниматель может согласовать условия налогообложения по конкретным сделкам до их фактического исполнения и тем самым обезопасить себя от неблагоприятных налоговых последствий в будущем.
Мы также предложим финансовому блоку правительства РФ включить в Налоговый кодекс РФ общее правило об освобождении от ответственности при самостоятельном выявлении обязанным лицом недостоверности сведений, представленных в налоговый орган, и представлении корректных (уточненных) сведений до момента обнаружения налоговым органом соответствующих правонарушений.
В целом налоговая система должна развиваться по следующим векторам:
- сокращение дефицита федерального бюджета без необоснованного увеличения налоговой нагрузки на бизнес;
- налоговое стимулирование инвестиционных потоков;
- дальнейшее противодействие незаконному перемещению налоговой базы за пределы налоговой юрисдикции РФ;
- создание дальнейших благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства и др.