27 мая 2005 г. в конференц-зале Пермской ТПП прошел семинар по теме: “Критерии оценки качества обуви. Комментарии новой редакции Закона РФ «О защите прав потребителей». <br>В семинаре приняли участие 17 человек: товароведы, индивидуальные предприниматели, представители магазинов “Подарки”, “Эконика-обувь”, Центрального рынка, ТД “Спорт”. <br> Тема семинара выбрана по многочисленным просьбам представителей малого и среднего бизнеса, которые занимаются реализацией обувной продукции, поскольку вопросы качества обуви на сегодняшний день все еще остаются актуальными и для продавцов и для потребителей. <br> В течение 2005 г. отделом экспертиз Пермской ТПП по заявкам предпринимателей и потребителей выполнено порядка 300 экспертиз, в 80% случаев причина обращения - низкое качество товара и скрытые производственные дефекты. <br> Акцент в семинаре был сделан на рассмотрение следующих вопросов: <br>- состояние современного рынка обуви; <br>- потребительские свойства кожаной обуви; <br>- факторы, формирующие качество обуви, <br>используемые материалы, технология изготовления; <br>- факторы, сохраняющие качество обуви; <br>- контроль качества обуви; <br>- основные нормативно-технические документы на обувь; <br>- изменение законодательства «О защите прав потребителей». <br>Семинар прошел в активной форме обсуждения практических вопросов и особенностей контроля качества обуви при оптовых поставках, при продаже потребителю, при решении спорных вопросов, связанных с претензиями от потребителей. <br>По результатам анкетирования участников семинара, степень удовлетворенности семинаром оценена слушателями на оценку «хорошо». <br>Участниками семинара высказаны пожелания в проведении семинаров по следующим темам: качество промышленных товаров, юридическая поддержка малого бизнеса. <br> <br>Перцовский В.Л., <br>начальник отдела <br>товарных экспертиз Пермской ТПП <br> <br>Комментирует Галина КУЛТЫШЕВА, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермской области (ТУФС): <br> “Появлению поправок в закон «О защите прав потребителей», которых давно ждали юристы, адвокаты и судьи, предшествовал Закон «О техническом регулировании», регламентирующий вопросы безопасности и качества товаров. В целом внесенные изменения и дополнения направлены на усиление гарантий реализации прав потребителей. Так, например, прежний закон не давал подробного толкования некоторых понятий, таких как «уполномоченный изготовитель (продавец)», «импортер», возникали проблемы, когда граждане не знали, кому предъявить претензию за некачественные товары. Сейчас появилась возможность конкретно предъявить требование по замене товара, по возмещению убытков от причиненного ущерба. Поэтому поправки в закон повысили ответственность продавцов и определили механизм отзыва с рынка непригодного товара. Согласно статье 40 Закона государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ осуществляется ТУФС, которое в Перми существует со 2 марта 2005 г. Согласно Указу Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти №314 от 9 марта 2004 года ТУФС переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, сфере надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей.” <br>В конце 2004 года был принят Федеральный закон от 21.12.2004 № 171-ФЗ, вносящий изменения в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». <br>Законом уточнены права и обязанности участников регулируемых правоотношений, в состав участников введены новые субъекты, и, кроме того, некоторые используемые Законом понятия приведены в соответствие с действующим законодательством, регулирующим смежные правоотношения. <br>В соответствии с предыдущей редакцией Закона ответственность перед потребителем несли изготовитель товара, исполнитель работ или услуг, продавец 1 либо организация, выполняющая функции изготовителя или продавца на основании договора с ними. Теперь изготовителя или продавца кроме «уполномоченной организации» по договору с ними может представлять также индивидуальный предприниматель. <br>Установлена ответственность за ненадлежащее качество импортных товаров имлортера-организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего импорт товара для его последующей реализации на территории России. Включение в состав ответственных перед потребителем лиц импортера - одна из наиболее важных новаций Закона, так как далеко не всех конкретных иностранных изготовителей или продавцов на территории России представляют созданные ими или работающие по договору с ними организации либо индивидуальные предприниматели, специально уполномоченные на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (упомянутые «уполномоченные организации»). <br>Изменения в порядке продажи товаров, оказании услуг или выполнении работ представляют собой следующее. Обязательная информация о потребительских свойствах товаров, работ или услуг в отношении продуктов питания должна содержать, кроме ранее установленных Законом, сведения о наличии в их составе биологически активных добавок, компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, дате и месте изготовления упаковки (расфасовки) продуктов; в то же время исключено упоминание конкретной обязанности указывать «калорийность продуктов». <br>Цена товара должна указываться в рублях. <br>Изготовителю предоставлено право принимать дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока, содержание которых определяется самим изготовителем. Продавцу предоставлено право принимать обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем. Содержание такого обязательства продавца определяется до говором между ним и потребителем. Предполагается, что включение в Закон этой нормы должно способствовать развитию конкуренции и борьбы за потребителя. <br>Ст.18 - Потребитель имеет право на замену товара ненадлежащего качества. При отсутствии необходимого для замены товара в момент предъявления требования о замене продавец или изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель до замены обязаны предоставить потребителю аналогичный товар длительного пользования во временное пользование. В Закон введена оговорка - аналогичный товар во временное пользование должен предоставляться потребителю только в случае, если для замены приобретенного им товара на другой требуется более семи дней. <br>Для обмена непродовольственного товара надлежащего качества вместо товарного или кассового чека можно предъявить «иной подтверждающий оплату документ», а отсутствие чека или иного документа не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания. <br>В случае отсутствия в продаже аналогичного товара, на который потребитель намеревался обменять товар надлежащего качества, он вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Установлен срок удовлетворения такого требования - три дня / возврата товара, который не подошел потребителю – ст.25. <br>В Закон включена статья, устанавливающая дополнительные гарантии прав потребителей при осуществлении продажи товаров дистанционным способом т.е. при исполнении договора розничной купли-продажи, заключенного на основании ознакомления потребителя с описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленного на фотоснимках, посредством средств связи, в том числе через систему Интернет. Среди особенностей этого способа продажи товаров можно отметить право потребителя на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Потребитель также вправе отказаться от товара в течение трех месяцев в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки. <br>Уточнен порядок определения стоимости (цены) выполненной работы или услуги, возвращаемой потребителю либо учитываемой с целью ее уменьшения при отказе потребителя от исполнения договора о выполнении работы или оказании услуги вследствие нарушения исполнителем ее сроков или обнаружения в ней недостатков: возвращаемая потребителю или уменьшаемая стоимость (цена) работы или услуги определяется в том же порядке, в каком производятся установленные Законом расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества по договору купли-продажи. <br>Некоторые изменения внесены в статью Закона, устанавливающую ответственность изготовителя, исполнителя, продавца, уполномоченных изготовителем или продавцом организации либо индивидуального предпринимателя, а также импортера. При удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с указанных лиц за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке штраф в размере 50% от присужденной суммы. До внесения в Закон изменений такой штраф исчислялся в размере полной цены иска, но суд был вправе его не взыскивать. <br>В связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании», изменившего статус «стандартов», из Закона исключены ссылки на этот вид государственных норм, устанавливавших обязательные требования к качеству товаров, работ или услуг. <br>Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль в области защиты прав потребителей, определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (в настоящее время - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). <br>Кроме того, обязанность осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей внесенными изменениями возложена также на высшие исполнительные органы государственной власти субъектов <br> <br>Российской Федерации. <br>По материалам «Консультант Плюс», <br> №4/апрель 2005г.