Участники встречи заслушали два доклада: заместителя начальника отдела камерального контроля № 2 Натальи Георгиевны Верхоланцевой по вопросу «Правила определения налоговой базы по НДФЛ с доходов, облагаемых по ставке 15 %, возникших от разных источников. Спорные вопросы в практике нового администрирования» и заместителя начальника отдела камерального контроля № 1 Людмилы Геннадьевны Закировой по вопросу «Контроль за правильностью применения льготного налогообложения по налогу на имущество организаций».
Потребность в рассмотрении данных вопросов на Общественном совете обусловлена множеством вопросов от налогоплательщиков и налоговых агентов. Резюмируем выступления в нескольких тезисах.
· Начиная с 2021 года для доходов физических лиц свыше 5 млн. руб. применяется налоговая ставка 15 процентов.
· Налоговую ставку 15% применяют все налогоплательщики в случае обязанности, а также налоговые агенты, от которых физические лица получают доходы.
· В 2021-2023 годах действует переходный период для налоговых агентов по НДФЛ, в течение которого в целях применения прогрессивной ставки они не должны определять консолидированную налоговую базу, а применять к каждой налоговой базе отдельно.
· По итогам налогового периода налоговый орган при расчете налогооблагаемой базы суммирует все источники дохода физического лица на основании полученных от всех налоговых агентов, деклараций 3- НДФЛ, рассчитает налог с превышения по ставке 15%.
· В соответствии с п. 6 ст. 228 Кодекса если общая сумма налога, исчисленная налоговым органом в порядке, установленном ст. 225 Кодекса, превышает совокупность суммы налога, удержанной налоговыми агентами, и суммы налога, исчисленной налогоплательщиками исходя из налоговой декларации, то уплата НДФЛ производится налогоплательщиком на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога в срок не позднее 1 декабря следующего года.
· Для резидентов и нерезидентов перечень доходов для применения прогрессивной ставки отличается (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, п. 3 ст. 224 НК РФ).
· Контрольная работа налоговых органов за правильностью применения налоговых льгот и освобождений имеет целевую установку поставить барьер возможным злоупотреблениям в сфере налогообложения. Целью налогового контроля является обеспечение доходной части бюджетов бюджетной системы РФ.
· Есть две категории налогоплательщиков, у которых для исчисления налога на имущество организаций используются разных налоговых базы: среднегодовая и кадастровая стоимость.
· За 2022 год льготным налогообложением в соответствии с федеральным и региональным законодательством на территории Пермского края воспользовались 3642 организации на общую сумму предоставленных льгот 8,1 млрд. руб. В том числе региональной льготой воспользовались 743 организации на сумму 714 млн.руб., применили пониженные региональные ставки 2899 налогоплательщика на сумму 7,1 млрд.руб.
· Методами контроля за правильностью применения льготного налогообложения являются: проведение камеральных налоговых проверок; выездных налоговых проверок; истребование документов и пояснений от налогоплательщиков.
-Налогоплательщики уплачивающие налоги исходя из кадастровой стоимости осуществляют свое право на льготное налогообложение путем представления в налоговые органы заявления по форме КНД 1150121
В случае не представления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы , налоговая льгота предоставляется беззаявительно на основании сведений, имеющихся в налоговом органе. (п. 8 ст.382 Налогового кодекса).
· Налогоплательщики уплачивающие налоги исходя из среднегодовой стоимости заявляют свое право на льготу путем отражения соответствующих кодов льгот в налоговых декларациях по налогу на имущество организаций.
· Если камеральной налоговой проверкой выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
· По итогам проверки, в случае установления нарушения применения льготного налогообложения, принимается Решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершенное налогоплательщиком нарушение налогового законодательства. В соответствии со ст. 122 Налогового кодекса налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога.