В Специальном докладе журнала «Эксперт» специалисты отвечают на вопрос, почему малых и средних компаний-экспортеров в России становится все больше. Успешных предприятий-экспортеров объединяет наличие конкурентных преимуществ на мировом рынке. В специальный доклад журнала №14 (1114) попали истории двух пермских компаний, которые сумели выйти на внешние рынки и закрепить на них свои позиции: член Пермской ТПП - «Авира» и «Промобот».
Объем государственной помощи компаниям-экспортерам вырос многократно. С 2019 года система поддержки экспортеров МСП, которая выстраивалась последние пять лет, начала работать строго на реализацию указа президента об удвоении к 2024 году объема несырьевого неэнергетического экспорта. Государство выделило на это беспрецедентное финансирование, сопроводив бюджеты ЦПЭ соответствующими целевыми показателями.
В 2018 году количество экспортеров МСП в России в очередной раз резко выросло – более чем в полтора раза по сравнению с 2017 годом – и достигло 50 тысяч. В результате за последние четыре года данный показатель вырос в пять раз.
Группа компаний «Авира», член Пермской ТПП, занятая производством детских игровых площадок и развлекательных центров, основана в Перми в 2009 году. Сейчас «Авира» имеет три собственные производственные площадки общей площадью 8500 кв.м., выпускающие материалы для изготовления деталей игровых площадок: в Перми, Челябинске и Иванове. А ее специалисты могут разобрать и собрать комплекс на 4000-5000 кв.м. – огромные многоярусные конструкции, где чего только нет: лабиринты, горки, механические карусели, воздушные пушки, веревочные парки, аттракционы, двигающиеся динозавры, батуты, скалодромы.
Первыми внешними рынками для компании стали страны СНГ. В пользу этого выбора, как рассудило руководство компании, говорили три обстоятельства: эти рынки были для предпринимателей более-менее понятны, методы ведения бизнеса там схожи с российскими, поставку туда можно осуществить быстро и дешево.
Однако в компании решили, что пора охватить и европейские рынки. Тем более что за время работы на отечественных клиентов в компании наработали компетенции, обеспечивающие конкурентоспособность ее продукции за рубежом: разработка индивидуальных проектов; собственное производство стеклопластика и изделий из него, составляющих существенную часть игровых конструкций; эстетика производимых конструкций; повышенная безопасность использования их продукции.
Впрочем, Европа дала «Авире» мощную обратную связь и и новый импульс к развитию продукта. Благодаря этому она стала единственной в России компанией, предлагающей в своих досуговых центрах интерактивные объекты.
Однако в компании отмечают и сложности, пока мешающие быстро развивать экспансию на европейский рынок. Речь идет о том, что из России трудно понять, как лучше продвигать на нем свой продукт.
И все же в компании постепенно разбираются в особенностях рынка европейских стран. Экспорт придает компании устойчивость. Западный рынок чувствует себя хорошо, чего нельзя сказать о российском, особенно региональном. Есть даже заказчики, которые воспринимают некоторые усовершенствования, сделанные с учетом европейских предпочтений, избыточными. Тем не менее в компании полагают, что в 2019 году удастся увеличить продажи внутри страны процентов на 15 и при этом нарастить в общем объеме продаж долю экспорта до 20%.
Компания «Промобот», производящая автономных сервисных роботов была основана в 2015 году для реализации идеи трех выпускников Пермского университета. Начинали они в гараже площадью 30 кв.м. Сейчас компания занимает 2000 км.м. в двухэтажном здании на территории местного технопарка «Морион».
Фото: сайт компании «Промобот»
Набивали руку на российском рынке, поставляя роботов Promobot в вузы инженерного профиля. Их также покупали агентства, связанные с организацией разного рода выставок, форумов и конференций. Крупнейшим собственником роботов Promobot является розничная сеть «Лента».
Отладив производственные процессы и доведя качество продукции до самых высоких стандартов, компания стала пробиваться на внешние рынки. «Промобот» успешно воспользовался инструментами выхода на экспорт, которые предоставляет государство. Как высокотехнологичная компания «Промобот» стал резидентом «Сколково». Благодаря сотрудничеству с Российским экспортным центром пермские проботы побывали на выставках в Дании, Франции, Китае, Японии и нашли покупателей на внешних рынках.
Но все же главную роль в росте спроса на пермских роботов сыграли уникальное качества их совершенствованной четвертой версии, запущенной в производство в прошлом году. Ее принципиальное отличие от других – существенное расширение функционала. Более доступная цена по сравнению с аналогами.
В планах – довести долю экспорта к 2020 году до 80%. По словам Олега Кивокурцева, генерального директора компании, экспорт придает бизнес стабильность, обеспечивая его валютной выручкой, способной поддерживать компанию на плаву и даже вкладываться в долгосрочные планы.