Правительство РФ одобрило проект федерального закона «Об особой экономической зоне (ОЭЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь». Теперь законопроект должна принять Госдума России. По-видимому, ОЭЗ в Крыму начнет функционировать с 1 января 2015 года. По оценкам экспертов, предлагаемые меры позволят снизить издержки инвестора до 30 % относительно тех, которые он осуществлял бы в других регионах России.
Развитию Республики Крым и Севастополя придается особое значение. По мнению большинства экспертов, полуостров обладает огромным экономическим потенциалом, который был заморожен по причине хронического недофинансирования. По мнению главы правительства России Дмитрия Медведева, для реализации этого потенциала необходимы не только государственные вложения, но и частные инвестиции, которые по понятным причинам сейчас достаточно затруднены, а инвесторам, естественно, нужны особые, привлекательные условия – это и эффективное администрирование, и благоприятный налоговый режим. Подготовленные законопроекты должны такие условия создать.
Министр по делам Крыма Олег Савельев считает, что они направлены на решение двух важнейших для Крыма и Севастополя задач. Во-первых, это создание конкурентоспособного предложения для потенциальных инвесторов и стимулирование действующих предприятий к модернизации производства, в чём экономика очень нуждается. Вторая задача – это сдерживание роста издержек экономики полуострова, связанных с существенным изменением условий хозяйствования.
Для решения этих задач законопроектом предлагается ряд мер фискального стимулирования, а также ряд процедурных упрощений для создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. В частности, это создание свободной экономической зоны, предоставляющей ряд преференций юридическим лицам, осуществляющим инвестпроекты в наиболее приоритетных для Крыма сферах. Есть и ограничения для инвестиций, на которые могут распространяться льготы. Это добыча нефти и газа, а также оптовая и розничная торговля. Помимо налоговых преференций также вводится режим свободной таможенной зоны в соответствии с соглашением Таможенного союза.
По налоговым преференциям для участников предложена схема льгот по налогу на прибыль организаций. Законопроектом предполагается 0 % в части налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и до 13,5 % в части налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты. Также освобождение от уплаты налога на имущество (в течение 10 лет) и уплаты земельного налога (на срок осуществления инвестиций, то есть до ввода объекта в эксплуатацию, но не более трёх лет). Также предполагается установление специального коэффициента по амортизации на весь срок действия свободной экономической зоны, а он установлен законопроектом в 25 лет.
Помимо налоговых также предусмотрены льготы по соцплатежам. Устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в отношении участников свободной экономической зоны в размере 7,6% в течение 10 лет с момента получения ими соответствующего статуса. Данная льгота распространяется только на тех участников, которые получили этот статус в течение первых трёх лет работы нового режима.
По таможенным процедурам: не взимаются таможенные пошлины и, соответственно, таможенный НДС при ввозе на территорию свободной экономической зоны машин, оборудования, комплектующих, которые существенно облегчат бремя модернизации и реализации инвестиционных проектов на территории Крымского федерального округа. По оценке экспертов, отметил Олег Савельев, предлагаемые меры позволят снизить издержки инвестора в размере до 30% относительно тех, которые он осуществлял бы на другой территории Российской Федерации.
Законопроект предусматривает ряд изменений и в морской деятельности. В частности, расширены возможности включения судов в Международный морской регистр Российской Федерации, а также предусматривается особый порядок контроля и осуществления всех контрольных и надзорных процедур в отдельных портах по решению Правительства (так называемый режим свободного порта), где мы рассчитываем применить лучшую практику таких портов как Пусан, Далянь, Сингапур для того, чтобы повысить привлекательность перевалки грузов именно в Крымском округе. Предусмотрены и ограничения по осуществлению ряда проверок. Речь идёт о том, чтобы эти проверки были совместными, также при проведении внеплановых проверок необходимо получать согласование уполномоченного органа. Эта норма себя продемонстрировала очень хорошо в особых экономических зонах Российской Федерации, когда не было ни одного отказа в согласовании внеплановых проверок, но уже даже сам факт привёл к тому, что по всем особым экономическим зонам этих запросов было не более пяти за всё время, которое работала эта норма, подчеркнул министр по делам Крыма.
Одна из существующих проблем – это частичная компенсация тех издержек, которые сейчас действующий в Крымском федеральном округе бизнес несёт в связи с переходным периодом и изменением условий хозяйствования. «Этот рост издержек, который мы наблюдаем, является сдерживающим фактором, в том числе по сохранению действующих предприятий при перерегистрации их в российскую юрисдикцию. При этом 95% предприятий Крымского федерального округа – это малые и средние предприятия», – сказал Савельев.
По его словам, одна из задач, которую решает законопроект – это в том числе стимулирование выхода из тени за счёт введения налоговых двухлетних каникул для субъектов малого и среднего предпринимательства, пользующихся упрощённым режимом налогообложения. Также в эту категорию включаются и плательщики единого сельхозналога. При этом предусматривается снижение ставок упрощённого налогообложения с 6% до 4% на период до 2021 года.
Вместе с тем продолжаются обсуждение и анализ социально-экономической ситуации и, конечно, дискуссия по достаточности предлагаемых мер для стимулирования и сохранения активной предпринимательской инициативы в Крымском федеральном округе. Правительство рассчитывает, что весь комплекс мер простимулирует деловую активность на полуострове, обеспечит приток капиталовложений в промышленность, транспорт, инфраструктуру, логистику, в туристическую, санаторно-курортную сферу и сельское хозяйство. В результате экономика Крыма должна получить дополнительные ресурсы для развития социальной сферы, повышения уровня и качества жизни людей, тем самым свободная зона должна способствовать успешной реализации многих проектов, которые заложены в ФЦП развития полуострова на период до 2020 года, уверен глава российского правительства Дмитрий Медведев.
Он также отметил, что «в целом 1 января следующего года для новых регионов нашей страны заканчивается переходный период», поэтому надо своевременно подготовить и полный пакет подзаконных актов к утвержденному законопроекту о ОЭЗ.
Напомним, что 10 июня 2014 года в присутствии губернатора Пермского края Виктора Басаргина были подписаны соглашения о взаимодействии между Пермской торгово-промышленной палатой,ТПП Крыма и Севастопольской ТПП. В соответствии с условиями данных соглашений торгово-промышленные палаты оказывают содействие предприятиям своих регионов в вопросах развития бизнеса и создания благоприятного делового климата в территориях, в том числе осуществляется взаимный поиск деловых контактов. Предложения и вопросы по взаимодействию бизнеса принимаются по электронной почте mironova@permtpp.ru. Дополнительную информацию можно получить по телефону (342) 235-78-48 (вице-президент Елена Александровна Миронова).