В соответствии с распоряжением губернатора Пермской области № 677-p от 14.12.2004г. в декабре 2004 года стартовал очередной конкурс “Женщина – директора года”. <br> <br> Цели конкурса - раскрыть роль женщины в жизни общества, показать облик женщины-лидера в сфере ее профессиональной и общественной деятельности, выявление и поощрение женщин, добившихся значительных успехов в деятельности своего предприятия, а также более широкое привлечение женщин к организаторской и хозяйственной деятельности. <br> <br>Организаторами конкурса явились Администрация Пермской области, Администрация г.Перми, Пермская торгово-промышленная палата, Областной совет женщин. <br>Условия участия: <br>1. Стаж работы в данной должности руководителем (до последнего времени заместителем) не менее 3-х лет <br>2. Положительная динамика производственной (профессиональной) деятельности. <br>3. Реализация социальных программ. <br>4. Участие в благотворительных программах. <br>и др. <br>В течение февраля эксперты просматривали документы, предоставленные участницами, выезжали на предприятия к участницам финальной группы, запрашивали дополнительные данные по телефону. В средствах массовой информации прошла рекламно-информационная кампания о конкурсе и его финалистках. <br>Церемония награждения состоялась 2 марта 2005 года в концертном зале областной филармонии (органном зале). Кроме того, 2 марта состоялась встреча участниц конкурса с вице-губернатором области Н.С.Белых, президентом Пермской торгово-промышленной палаты В.А.Замараевым. Участницы приняли участие в заседаниях «круглых столов» по проблемам предпринимательства, роли женщин-руководителей в жизни районов. <br>Подготовлен каталог участниц конкурса, где размещена информация об участницах конкурса и возглавляемом ими предприятии. В финал вышли 30 человек. <br> <br>Бизнес-леди - особый социальный тип женщин <br>Во время проведения конкурса был проведен мониторинг «Портрет женщины-руководителя». Опрошено 12 женщин-руководителей. Заданы следующие вопросы: <br>1. Каковы мотивы стремления женщин к собственному делу, к самообеспечиванию? <br>2. Какую нишу в рынке товаров и услуг занимают женщины – предприниматели? <br>3. Каков социально – психологический портрет женщин – предпринимательниц? <br> <br>Установлено, что около 90% опрошенных пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями. Мотивация их выбора - внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Остальные 10% оказались вынуждены в силу различных обстоятельств открыть свое дело, либо по воле случая (решение спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств). <br>Основную часть женщин-руководителей составляет возрастная группа 40 - 50 лет. Больше половины имеют высшее образование (60 %), остальные – среднее или среднее специальное образование. <br>Большую часть женщин-руководителей составляют замужние женщины (75%), гораздо меньше разведенных и никогда не состоявших в браке. Большинство имеет двоих детей (66%). Таким образом, можно обрисовать социально-демографический портрет женщины – руководительницы: это женщина в возрасте 40-50 лет с высшим образованием, замужняя, у нее 1-2 ребенка. <br>Отметим, что 4 человека занимаются торговлей. По одному в следующих сферах деятельности: культура, лесное хозяйство, СМИ, реклама, общепит, страхование, аудиторские услуги, легкая промышленность. <br>Благополучно складываются отношения женщин -руководителей как с партнерами по бизнесу, так и с подчиненными. <br>К моменту проведения опроса у большей половины женщин социальные ожидания оправдались частично. Это говорит о том, что многое ещё не сделано, всё впереди, необходимо постоянно совершенствовать своё дело. <br>Ответили на вопрос: “Чем в первую очередь определяется успех в бизнесе?” - на первое место поставили социально-психологические качества: контактность, общительность, настойчивость в достижении цели, интеллект, дипломатичность. Гораздо слабее действие статусных характеристик, среди них: профессиональное образование, подходящий возраст, налаженные связи в деловом мире. На третьем месте по приоритетности воздействия оказалась поддержка со стороны третьих лиц (родственников, знакомых). <br>В заключение хочется выделить среди жизненных девизов женщин-предпринимателей следующие: <br> “Уверенность сегодня и всегда”; <br> “Живи мгновением, вдохновляя мир вокруг себя”; <br> “Уступить, чтобы победить. Согнуться, чтобы выпрямиться во весь рост. Дать всё, чтобы получить сполна”. <br>Завершая анализ, отметим следующее: бизнес – леди – особый социальный тип женщин – носителей либеральных ценностей, с повышенной потребностью в самореализации, творческой самоотдаче, новаторов по своей природе. <br>