Вице-президент Пермской ТПП Елена Гилязова и руководитель рабочей группы по пассажирским перевозкам при Палате, руководитель НП «Новый Авто-Альянс» Александр Стерлягов представили губернатору Пермского края позицию бизнеса по введению новой транспортной модели.
15 октября на Совете по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае был рассмотрен вопрос о реформировании организации пассажирских перевозок на территории города Перми. По этому вопросу перед членами Совета выступили Роман Залесинский, начальник департамента дорог и транспорта администрации города Перми, Елена Гилязова, вице-президент Пермской ТПП, Александр Стерлягов, директор НП «Новый Авто-Альянс», Константин Подвальный, управляющий Пермским головным отделением Волго-Вятского банка ПАО «Сбербанк России» и Олег Сасунов, председатель Правления Ассоциации перевозчиков Пермского края.
Новая транспортная модель призвана улучшить качество обслуживания пассажиров за счет пересмотра маршрутной сети, введения новых требований к транспорту и постепенного изменения системы оплаты проезда. В проекте документа до 10 лет снижен возраст автобусов, которые могут работать на маршрутах; выручка от продажи билетов переходит бюджет; платежи перевозчикам устанавливаются по схеме аванс (до 30%) – окончательный платеж (до 15 числа следующего месяца); а также меняется система формирования лотов, благодаря чему у перевозчиков в Перми исчезнет понятие «убыточного маршрута».
Пермская ТПП рассматривала новую модель в течение нескольких месяцев, регулярно проводя и участвуя во встречах перевозчиков с разработчиками документа. В итоге на Совете были представлены риски, которые видит бизнес-сообщество в рассматриваемой схеме работы. Елена Гилязова выделила следующие моменты:
- в документе отсутствует мотивация у перевозчиков на качественное обслуживание пассажиров;
-
не указаны критерии установления цены контракта (предлагается делать расчеты по 513 приказу минфина РФ; учитывать окупаемость затрат бизнеса в течение 7 лет; формировать цену на основе расходов по ценам, действующим на момент составления контракта; учесть формы налогообложения, которые применяют перевозчики);
-
ввести меры по соблюдению финансовой дисциплины со стороны бюджета;
-
необходимо иметь возможность пересмотра тарифа из-за изменения цен в период исполнения контракта, например, на топливо.
Также было отмечено, что для плавного перехода на новую транспортную модель, необходимо заранее получить технические требования к транспорту, чтобы бизнес успел сделать заказ с учетом загрузки производителей транспортных средств. Представители бизнес-сообщества не увидели заложенные в бюджете средства на совершенствование городской инфраструктуры: создание новых остановочных пунктов с учетом низкопольности автобусов, разворотных колец и т.д. В документе не прописаны целевые показатели внедрения новой модели для дальнейшей оценки успешности инициативы, а также расчеты, которые бы продемонстрировали изменения нагрузки на бюджет.
Губернатор Пермского края Максим Решетников отметил позиции всех докладчиков и поручил администрации Перми составить график перехода Перми на новую транспортную модель и направить бизнес-сообществу и в Пермскую ТПП проект конкурсной документации для ее дальнейшего обсуждения. Губернатор отметил, что регион должен стремиться к новым стандартам обслуживания пассажиров, переходя на бесконтактную систему оплаты, дифференциацию тарифов на проезд, иметь гибкую маршрутную сеть, которая будет меняться в зависимости от точек притяжения горожан, и серьезно подходить к борьбе с нелегальным бизнесом, лоббируя этот вопрос на федеральном уровне. Господин Решетников поручил добавить в конкурсную документацию индексацию цены, которая будет учитывать изменения стоимости бензина и обстоятельства типа изменения налогов.
Елена Гилязова, вице-президент Пермской ТПП: «Совет – это замечательная площадка, на которой бизнес может высказать свою позицию по вопросам, которые сегодня стоят на повестке дня региона. И вчера обсуждение пассажирских перевозок было одной из этих тем. У меня сложилось впечатление, что губернатор услышал часть предложений бизнеса, и мы рассчитываем на то, что этот Совет сделает пока достаточно тяжелый диалог с пермской властью конструктивным и результативным. По тому, что озвучил губернатор, я полагаю, что скорей всего будет принято предложение участь в цене контракта изменение налогообложения и цены на бензин, поскольку это, безусловно, должно приводить к росту тарифа. Скорей всего, мы выйдем на обсуждение конкурсной документации между администрацией и бизнесом. Мне кажется, что частично будут услышаны наши предложения по последовательной, а не одномоментной смене транспортных средств, чтобы у нас на линии всегда были комфортные автобусы. Что, на мой взгляд, не было отмечено губернатором, но является очень важным: делая расчет начальной и максимальной цены по соответствующему федеральному постановлению, мы можем убить всю реформу, если будем включать в нее региональный коэффициент, например, бюджетной обеспеченности. И несмотря на все заверения, у меня есть опасения, что измененная реформа приведет к жесткой финансовой дисциплине со стороны муниципальных органов власти, которые, становясь аккумуляторами выручки, должны своевременно оплачивать услуги перевозчиков. Если этого не произойдет, автобусы просто встанут».
Александр Стерлягов, руководитель рабочей группы по пассажирским перевозкам Пермской ТПП, директор НП «Новый Авто-Альянс»: «Концепция, на наш взгляд, нуждается в доработке. Транспортной сфере необходима реформа, это объективно, но всё кроется в деталях, и мы надеемся на дальнейший конструктивный диалог с властью «по расшивке» этих узких мест. На этапе обсуждений казалось, что наши предложения ушли в стол. Надеюсь, что сегодня, с подачи губернатора они будут повторно рассмотрены. Если смотреть с позиции бизнеса, то нас интересуют правила, которые будут приняты хотя бы на среднесрочную перспективу и будут применяться одинаково ко всем участникам рынка».
Власти Перми готовятся представить новую маршрутную сеть на заседании Пермской городской Думы уже в декабре 2018 года. Внедрение новой транспортной модели будет поэтапным с 2019 по 2020 годы по мере окончания действующих контрактов на перевозку пассажиров. В апреле в Перми должна заработать новая форма учетов пассажиров.