В первом блоке вопросов респондентам предлагалось обозначить «каким цветом, запахом и вкусом» обладает Пермь. 42% опрошенных считают краевую столицу зеленой. На втором месте по упоминаемости (29%) – серый цвет. Примечательно, что почти все представляющие Пермь «в зелёном» – женщины, в то время как «в сером» Пермь видят в основном мужчины.
Доминирующий запах Перми – запах леса (деревьев, хвои, трав). Такой ответ дали 30% респондентов. Практически столько же опрошенных (28%) утверждают, что Пермь пахнет производством, химией и выхлопными газами. Вкус Перми - «солёный». Так считают 32% респондентов, а вот вкус «посикунчиков и пельменей» преобладает в сознании 14% пермяков. Еще 10% считают, что у Перми вкус «шаньги с молоком».
Три ключевые ассоциации со словами «пермский», «пермские» – медведь (29%), моторы (16%) и звериный стиль (14%). К понятию «пермские продукты» отнесены молоко (33%), пельмени (14%) и колбасы (13%). Сложнее оказалось определить «пермские товары». Для большинства респондентов эта задача оказалась невыполнимой. Максимальное число голосов (по 10% на позицию) набрали краски и краснокамская деревянная игрушка.
Знак «сделано в Перми» респонденты готовы разместить на моторах, авиадвигателях (22%) и кондитерской продукции (10%). Кроме того, как следует из опроса, жители Перми гордятся природой и природными ресурсами региона (32%), промышленностью, Камой и театром оперы и балета (каждая позиция по 10%).
В качестве подарков друзьям из других городов пермяки приобретают конфеты (24%), прикамский бальзам (15%) и сувенирных медведей (14%).
Ирина Щевелёва, руководитель проекта «Пермские бренды»:
– Проект Пермской ТПП «Пермские бренды» нацелен на развитие сотрудничества между бизнесом региона и культурными учреждениями. Мы не претендовали на серьёзное научное исследование. Нашей задачей было проявить местные образы и символы, сложившиеся в сознании пермяков, выявить их покупательские предпочтения и предметы гордости… Результаты опроса подтвердили нашу гипотезу о том, что территориальная идентичность является общественным запросом. Она может стать основой для новых маркетинговых коммуникаций, создаваемых предприятиями края, – говорит Ирина Щевелёва.
В опросе принимали участие 125 жителей Перми, Краснокамска, Кунгура, Губахи, Добрянки, Березников и других территорий Пермского края, а также гости из Екатеринбурга и Челябинска. 52 мужчины и 73 женщины. Средний возраст респондентов – 33 года.