В ходе заседания обсуждались актуальные вопросы в сфере таможенного регулирования, в т.ч. о ходе работы по присоединению Российской Федерации к Соглашению ВТО (The WTO Agreement on Trade Facilitation), ходе реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» и др.
В своем вступительном слове Г.Петров отметил важность для участников внешнеэкономической деятельности присоединения России к Соглашению ВТО об упрощении процедур торговли, которое в основном посвящено упрощению таможенных процедур и сокращению административных барьеров в таможенной сфере.
Начальник отдела правового сопровождения торговых переговоров Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Евгения Чарочкина рассказала о порядке присоединения к Соглашению ВТО об упрощении процедуры торговли.
Она напомнила, что 21 декабря 2015 г. проект уже был рассмотрен на заседании Правительства РФ, следующее обсуждение запланировано на 28 декабря 2015 года. По словам Е.Чарочкиной, Соглашение основано на таможенных практиках ведущих торговых держав – США и стран ЕС. К нему присоединились уже 63 государства-члена ВТО. Минэкономразвития ожидает, что после вступления в силу Соглашения, торговые отношения России с другими странами, в частности, с Юго-Восточной Азией и Африкой, существенно упростятся. Она также попросила ТПП РФ о содействии в мониторинге применения этого Соглашения на практике.
Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов рассказал подробнее о том, как изменятся торговые взаимоотношения России с другими странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) после принятия Соглашения. Большая часть вводимых изменений уже давно существуют в наработках или в действующем законодательстве, однако носят рекомендательный характер. Соглашение же носит обязательный характер. В значительной степени его положения будут отражены и в законодательстве ЕАЭС. Что касается Республики Беларусь, которая единственная из стран ЕАЭС не является пока членом ВТО, то в этой стране также будут применяться положения Соглашения через Таможенный кодекс ЕАЭС. Некрасов рассказал и о том, что создана рабочая группа, которая будет взаимодействовать с ВТО.
Начальник отдела по взаимодействию с ВТО и другими международными организациями Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Виталий Аристов в своем выступлении подробно остановился на возможных последствиях для ЕАЭС и, в частности, для Беларуси, от присоединения к Соглашению 4-х стран.
Благодаря тому, что разработка Соглашения велась не один год, интересы Беларуси были учтены. Он также добавил, что реализация Соглашения может снизить издержки бизнеса на 12-17%, а выгода может достигнуть 1 млн долларов США ежегодно. Однако Аристов выразил сожаление, что лишь 63 страны из 108 государств-членов ВТО присоединились к Соглашению.
Также он призвал реально оценивать ситуацию: скорее всего, внедрение принципов Соглашения – дело не ближайших месяцев, а лет. Кроме того, для реализации положений Соглашения необходимы серьёзные финансовые вливания, внедрение информационных технологий, политическая воля правительства и желание бизнеса. В первую очередь Соглашение работает на пользу малому и среднему предпринимательству. Одним из главных элементов Соглашения, отметил Аристов, является механизм «единого окна» в системе регулирования ВЭД.
Руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина высказала ряд предложений по проведению работы над Соглашением на уровне экспертов и бизнеса, в т.ч. проведения сравнительного анализа положений Соглашения и действующего законодательства, а также проекта Таможенного кодекса ЕАЭС.
Она призвала коллег работать над тем, чтобы присоединение к Соглашению не ограничивалось лишь формальным изменением законодательства. Практика показывает, что многие требования, которые действительно революционны по своей сути, со временем приобретают лишь рекомендательный характер. По мнению эксперта, одной из важнейших норм Соглашения является рекомендация сторонам по созданию национальных комитетов по содействию торговле и единого консультационного центра. Также Баландина отметила необходимость проведения мероприятий, посвященных реализации Соглашения, на регулярной основе.
Руководитель Рабочей группы по мониторингу реализации «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования», вице-президент ООО «Деловая Россия» Виталий Сурвилло в своём выступлении рассказал о ходе реализации дорожной карты. Из 67 мероприятий, которые должны быть исполнены до конца текущего года, 3 признаны невыполненными, 22 находятся на стадии реализации. При этом, по его словам, основная проблема – это реализация многих пунктов дорожной карты лишь формально, а также невозможность проверить и оценить результаты выполнения ФТС России многих мероприятий на практике. Минэкономразвития и Минфин России по ряду ключевых для экономических операторов вопросов поддерживают ФТС России и занимают консервативную позицию.
Среди новшеств, предлагаемых дорожной картой, есть система проверки груза в один день: в случае, если один из органов хочет проверить товар, то вызывают и всех остальных потенциальных проверщиков, если они не приходят, то проверять его они уже не имеют права. Таким образом, число проверок сокращается до одной. Однако такая система до сих пор не введена.
По итогам заседания Георгий Петров проинформировал участников о вопросах, которые были рассмотрены на прошедшем 18 декабря с.г. заседании Экспертно-консультативного совета при ФТС России.
Также в ходе заседания состоялось торжественное вручение вице-президентом ТПП РФ Дмитрием Курочкиным генеральному директору ООО «СВ-ТРАНСЭКСПО», зам. председателя Совета ТПП РФ по таможенной политике и Комитета ТПП РФ по логистике Владимиру Ершову престижной награды как одному из победителей в международном конкурсе нового «Шелкового пути», прошедшего в Германии.