В работе круглого стола, состоявшегося 8 августа, приняли участие представители образовательных учреждений, работодатели, эксперты в области профориентации, родители и все лица, заинтересованные в формировании успешных карьерных траекторий для молодежи.
Спикерами выступили Наталия Агафонова, ректор Западно-Уральского института экономики и права, председатель Комитета Пермской ТПП по образованию и работе с кадрами, Илья Пищальников, и.о. начальника управления координации, планирования и развития отрасли Департамента образования администрации г. Перми, Павел Крендель, руководитель Детского технопарка «Кванториум Фотоника» г. Пермь, Алексей Черных, директор Центра опережающей профессиональной подготовки Пермского края», Михаил Песин, декан механико-технологического факультета ПГНИУ, член Комитета Пермской ТПП по образованию и кадрам, Андрей Шишкин, начальник отдела подготовки и развития персонала ПАО НПО «Искра», заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве образования и науки Пермского края, Михаил Никонов, заместитель начальника отдела кадров и технического обучения АО «Пермский завод «Машиностроитель», и другие.
Если не задумываться о вопросах профориентации сейчас, то ситуация в будущем приведет к достаточно серьезному кадровому кризису в разных областях – считают участники встречи. Работодатели должны мониторить компетентностный запрос: какие специалисты будут востребованы, и от демонстрационно-показательной работы перейти к формированию навыков с реальным результатом.
В пермских образовательных учреждениях ведется активная работа по профориентации, начиная с дошкольного возраста. В Перми действуют уникальные школы, которые сотрудничают с промышленными предприятиями с последующим трудоустройством.
– отметил Илья Пищальников.– Особенностью образовательного процесса в этих школах является сочетание фундаментальности изучения академических учебных предметов естественно-научного цикла и реализация системы дополнительного образования, которая состоит из специализированных курсов инженерно-технической направленности и профессиональных проб и практик,
О дополнительном образовании как пространстве профессионального самоопределения на примере кванториума «Фотоника» рассказал его руководитель Павел Крендель:
– Одна из целей открытия детского технопарка является профориентация. Именно по тому направлению, по которому работает ребёнок в «Фотонике», скорее всего поступает по нему в вуз, нынче идет тенденция выбора именно пермских учебных заведений.
Алексей Черных рассказал об особенностях заключения договоров о целевом обучении. Целевой договор подразумевает гарантированное трудоустройство.
С конкретными профориентационными практиками взаимодействия с промышленными предприятиями познакомили их представители.
Одним из вопросов, обсужденных на круглом столе, было объявление старта трех социально значимых проектов, которые будут реализованы в 2024-2025 гг. на базе ЦПК «Становление». Проекты нацелены на использование цифровых ресурсов и программирования в сохранении исторической памяти, укреплении семей и изучении культуры, это уникальная возможность бесплатно получить базовые навыки программирования, моделирования и использования искусственного интеллекта школьниками 8-16 лет. Каждый участник в проекте создаст уникальные работы на промышленном станке с ЧПУ и получит сертификат о прохождении курсов. Проект «Воркшоп: выходные вместе» дает возможность укрепления семейных ценностей, вовлекающих участников в различные творческие и развлекательные мероприятия. Проект «Трудовая доблесть – это о Перми» сосредоточен на сохранении исторической памяти о трудовом подвиге и мужестве жителей Перми во времена войны. Идея проекта «От цифровизации к народной культуре» – это путь современных подростков к изучению народных ремесел и деятельности, направленной на создание современных версий изделий прикладного творчества «Матрешка», «Самовар», «Свистулька» и «Свирель».