В Пермском государственном национальном исследовательском университете вводятся самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты (СУОС). Эта практика ведущих российских вузов позволяет более гибко выстраивать учебный процесс и готовить специалистов, востребованных конкретными предприятиями региона.
По федеральному закону "Об Образовании" статус "национальный исследовательский университет" позволяет вузу разрабатывать и утверждать собственные стандарты по всем уровням высшего образования. При этом требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ, включенные в такие стандарты, должны быть не ниже федеральных. В разработке и экспертизе собственных стандартов принимают участие ведущие учёные и преподаватели ПГНИУ, представители работодателей и академические партнёры.
По словам проректора по учебной работе ПГНИУ Сергея Макарова, в отличие от федеральных стандартов СУОСы более практикоориентированные и нацелены на решение конкретных проблем Прикамья. Новации в образовательном процессе позволят увеличить и внутреннюю мобильность при переводе студентов между направлениями на первых курсах. Разные направления и специальности, имеющие одинаковые дисциплины, будут объединены в группы. Предполагается, что часть лекций будет проходить не на отдельных факультетах, а в гуманитарных, естественнонаучных и других укрупнённых группах.
Предприятия Пермского края уже предлагают совершенствовать учебные планы ПГНИУ. Так, при химическом факультете ПГНИУ была создана Ассоциация организаций-работодателей. Крупнейшие представители отрасли вносят изменения в образовательный процесс для подготовки своих будущих сотрудников. Свои стандарты в ПГНИУ устанавливаются с 1 сентября 2014 года. На СУОСы перейдут студенты 1 курсов бакалавриата и специалитета.
Тему образования с учетом специфических особенностей экономики края держит на контроле губернатор Виктор Басаргин. Так, на минувшей неделе Прикамье получило поддержку на федеральном уровне по системе дуального образования в средних специальных образовательных учреждениях (сочетании учебы в ссузе и практики непосредственно на рабочем месте на производстве). Около двух лет назад внедрение этой системы, инициированное и реализованное Пермской торгово-промышленной палатой (проект "Рабочие кадры "под ключ"), началось с оформления заказов со стороны промышленных предприятий на рабочие профессии, после чего были сделаны контрольные задания для приемки обучающихся. В рамках дуального обучения сегодня заключаются соглашения между предприятиями, учебными заведениями и учащимися. По планам, за 2014 год в регионе все 12,5 тысячи поступающих в средние специальные учебные заведения будут охвачены этой системой.